Пушкин писал: «Летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия». Одна из основных черт русского человека – это чувство недовольства: от погоды и до властей. Но, как утверждают, есть мужчины в русских селениях... Леопольд Сулержицкий (1872-1916) появился на свет, по словам Горького, чтобы праздновать бытие. Его образ, незаслуженно забытый, реанимировали в Театре Вахтангова в документальном спектакле «С художника спросится» режиссер Ася Князева и автор сценической композиции Елена Дунаева.
И снова нетленные «Мертвые души». За прошедший век со дня основания Вахтанговского театра, это седьмая постановка по произведениям Гоголя. Через эту поэму звучит голос писателя-пророка. Он из тех, кто зрит в корень российской жизни, меняющейся внешне, но остающейся на века неизменной по своей сути. Режиссер Владимир Иванов и Андрей Тупиков - авторы новой сценической версии «Мертвых душ» с французским подзаголовком «Галопад». Что означает особую пляску, где кавалер и дама в обнимку скачут вместе.
«Альфа и Омега» - первая опера на иврите в России, которую представил публике театр «Геликон-опера». Как известно, замысел этой оперы возник у израильского композитора Гиля Шохата еще в школе, когда он попал на выставку работ норвежского художника Эдварда Мунка (1963-1944) и увидел серию его рисунков. Мунк создал их в качестве иллюстрации к своему стихотворению: «Альфа и Омега были первыми людьми на острове. Альфа лежал на траве и спал. Омега пощекотала его травинкой, и он проснулся.
«Школа жен» выдающегося французского комедиографа Жана Батиста Мольера (1622-1673) в переводе поэта, писателя, публициста Дмитрия Быкова представлена на сцене Театра Маяковского. Этим спектаклем режиссер-постановщик Миндаугас Карбаускис отмечает 10-летие своего руководства театром. По его словам, Мольер поднял комедию до уровня трагедии, потому что «заставить порядочных людей смеяться – дело нелегкое». Дмитрий Быков сделал "Школу жен" во многом современной пьесой.
В рамках проекта ТЕРРИТОРИЯ (Международный фестиваль-школа современного искусства) в Электротеатре Станиславского состоялась премьера спектакля «Жизнь есть сон» дона Педро Кальдерона в переводе Натальи Ванханен. В пьесе идет речь о лабиринтах любви и власти, которые ведут человека к умению слышать и прощать, по словам режиссера постановки Натальи Мендесс. Второй частью проекта по Кальдерону стала пьеса «Стойкий принц» в постановке Бориса Юхананова.
В Театре имени Евгения Вахтангова череда премьер на шести площадках. Последняя премьера - на Новой сцене комедийная пьеса «Дурочка» (1613 г.) Лопе де Вега, ярчайшего представителя Золотого века Испании. Кроме 3000 сонетов, классик написал 2000 пьес, из которых до наших дней дошла приблизительно пятая часть. Спектакль «Дурочка» поставил Анатолий Шульев в рамках проекта режиссерской Мастерской Римаса Туминаса «Театральные параллели. Путешествие в четырех частях», посвященного 100-летию театра.
Театр «Школа современной пьесы» открыл новый сезон-2021 премьерой спектакля «Бешеный хворост» Олега Маслова. Бешеный хворост – это азалия, которую так называют на Кавказе. Ее ярко-желтый цветок ядовит. Запах имеет приятный и при кратковременном вдыхании не опасен. Директор лицея для одаренных детей Зинаида Петровна Извекова (народная артистка РФ Татьяна Васильева) получает бешеный хворост в подарок от своей подчиненной. Очень скоро бешеный хворост начинает отвратительно пахнуть, но не сам по себе…
12 апреля 2021 года мир отмечает 60-летие со дня полета в космос первого землянина Юрия Гагарина. Его последнее слово перед стартом: «Поехали!», - повторяли по-русски на всех континентах миллионы раз. Это был подлинный триумф советской науки. Мы - первые! 16 июня 1963 года – новая сенсация: на орбиту спутника Земли был выведен космический корабль «Восток-6», впервые пилотируемый женщиной. На излете XX века Британская ассамблея провозгласила летчика-космонавта Валентину Терешкову женщиной столетия. Она провела в космосе 70 часов 40 минут 49 секунд (летчик-космонавт Юрий Гагарин – 108 минут).
III Международный конкурс молодых пианистов GRAND PIANO отыграл. В нем приняли участие 14 музыкантов из Германии, Грузии, Китая, Израиля, Коста-Рики, России, Южной Кореи. Художественный руководитель и председатель попечительского совета конкурса Денис Мацуев отметил, что все участники (от 12 до 17 лет) – великие и невероятные. Если закрыть глаза и не видеть картинку, то создастся впечатление, что играют зрелые музыканты. Нынешнее молодое поколение нового тысячелетия – совершенно особенное!
На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова третья успешная премьера талантливого режиссера Лейлы Абу-аль-Кишек. На ее счету спектакли «Фрида. Жизнь в цвете» (2018) и «Нижинский. Гениальный идиот» (2019). И вот в марте этого года она выпустила спектакль «Обещание на рассвете» (перевод Елены Погожевой) по мотивам одноименного романа-автобиографии французского писателя Ромена Гари. «Обещание на рассвете» - это история о самоотверженной любви еврейской мамы к единственному сыну.