В рамках проекта ТЕРРИТОРИЯ (Международный фестиваль-школа современного искусства) в Электротеатре Станиславского состоялась премьера спектакля «Жизнь есть сон» дона Педро Кальдерона в переводе Натальи Ванханен. В пьесе идет речь о лабиринтах любви и власти, которые ведут человека к умению слышать и прощать, по словам режиссера постановки Натальи Мендесс. Второй частью проекта по Кальдерону стала пьеса «Стойкий принц» в постановке Бориса Юхананова.

 

Великий испанский драматург Педро Кальдерон де ла Барка (1600-1681) – один из самых плодовитых в мире авторов. Его перу принадлежит 220 произведений. Он был ровесником своего столетия, рос и развивался вместе с ним: студент, воин, поэт, любимый драматург короля Филиппа IY, директор королевского театра и, наконец, под занавес священник. После рукоположения Кальдерон отказался от сочинения светских пьес и обратился к аллегорическим пьесам на сюжеты, заимствованные из Библии и Священного предания.

В драме «Жизнь есть сон» действие происходит в экзотической для испанцев далекой Польше. Конфликт разворачивается между отцом Басилио, имя которого в переводе с греческого означает "царь" и его сыном Сегизмундо (германское имя - «победоносный»). Очевидно, что по замыслу драматурга имена должны предопределить финал. Кальдерон показывает жестокое отношение короля Басилио (заслуженный артист РФ А.Пантелеев) к своему сыну Сегизмундо (Антон Косточкин), которого он лишил свободы из-за гороскопа, предсказывающего, что тот вырастет жестоким и лишит его престола, а мать – жизни. И мать действительно умирает при родах. Младенца увозят в башню-темницу подальше от людей. Проходят годы, Басилио стареет, других детей у него нет. И он решает призвать ко двору законного наследника Сегизмундо в надежде, что сын вырос не злодеем. Басилио выстраивает хитроумный план: усыпить принца и затем привезти его во дворец. Если вдруг наследник окажется непригодным для того, чтобы управлять страной, таким же способом вернуть его в темницу. Но что можно было ожидать от человека, просидевшего с младенчества в одиноком заточении?.. На свободе Сегизмундо ведет себя как дикарь: он всем грубит, насилует и даже убивает. Его возвращают в темницу. Когда он просыпается, ему говорят, что дворец и все, что там с ним происходило всего лишь сон. Сегизмундо мучается, выглядит больным, но какая-то внутренняя работа переосмысления «сна» в нем постоянно идет. Вскоре противник Басилио помогает вернуться Сегизмундо во дворец. К всеобщему изумлению принц никому не мстит, всех великодушно прощает, включая своего отца, короля Басилио. Метаморфоза поразительная, абсолютно сказочная. В одной из последних сцен Сегизмундо высказывает потрясающую по глубине мысль: «Нет достойнее победы, чем победа над собой». Кальдерон подарил эту фразу своему герою Сегизмундо (победоносному), когда ему самому было 35.

POST SCRIPTUM. Многие исследователи творчества Кальдерона считают пьесу «Жизнь есть сон» главным творением драматурга. И понятно почему. Проблема воспитания элиты, предназначенной для управления страной, стояла и по-прежнему стоит остро во всем мире и в России в том числе: царской, советской и постсоветской. Власть, переданная по наследству или решением кучки интересантов в своем благополучии, часто попадает в случайные руки. Из библейской истории известно, что израильский царь Саул, живший в 11 веке до новой эры, был избран народом. В Британии первый премьер-министр при наличии короля Георга I появился в 1721 году. Спустя 68 лет традицию выборов установили первые колонизаторы Америки. И вот уже США имеют 46-го президента. «Демократия – наихудшая форма правления, за исключением всех остальных, которые пробивались время от времени», - написал Черчилль в 1947 году. А в нашей стране за всю ее тысячелетнюю историю еще ни один правитель не был выбран народом на по-настоящему конкурентных выборах.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы театра

Яндекс.Метрика