В Москве завершился I Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров им. С.В. Рахманинова. Конкурс приурочен к 150-летию со дня рождения композитора, которое будет отмечаться в 2023 году. По замыслу его создателей он станет парой конкурсу имени П.И. Чайковского. Дирижер Валерий Гергиев, пианист Денис Мацуев возглавляют и тот, и другой. Идея вовсе не новая. В СССР и РФ были и есть конкурсы имени С.В. Рахманинова, но гораздо с меньшим административным размахом и бюджетом.
Театр «Сатира» на суд зрителей представляет пластический спектакль «Арбенин. Маскарад без слов» по мотивам схожих пьес М.Ю. Лермонтова «Арбенин» и «Маскарад». В «Арбенине» герой до последней возможности борется за доброе имя жены, но финал выходит трагический. Интрига разыгрывается с пустяка. Молодая жена Нина (Моряна Анттонен-Шестакова) обронила на балу-маскараде браслет. Его подобрала баронесса Штраль (Любовь Козий) и подарила со словами признания в любви князю Звездичу (Максим Демченко), другу Арбенина.
Как известно, искусство балета включает в себя танец, музыку и живопись. В России «Балет об Орфее и Эвридике» стал первой постановкой в 1673 году при царе Алексее Михайловиче, известном покровителе искусств. Реформатором же этого жанра явился П.И. Чайковский, превративший музыку в инструмент, помогающий танцу улавливать эмоции и чувства, заложенные в персонаже. Что и продемонстрировали участники XIV Международного конкурса артистов балета, проходившего на двух сценах Большого театра.
В «Новой опере» – премьера «Мертвый город» Э.В. Корнгольда (1897–1957). Композитор написал эту оперу в 23 года, и она имела огромный успех. Звучала символично после первой мировой войны, и чрезвычайно актуально звучит сейчас. Хотя войны там нет, но есть смерть близкого человека, которую переживает большинство людей за свою жизнь. В основе либретто повесть Ж. Роденбаха «Мертвый Брюгге». Вдовец Пауль (Рольф Ромей, Швейцария) оплакивает смерть жены Мари (Марина Нерабеева), создавая культ вокруг ее образа.
С 26 мая в широкий прокат выходит историческая военная драма «Аманат» Антона Сиверса и Раифа Кубаева. Слово «аманат» (араб.) - важный термин в исламской культуре. Это правила жизни, в основе которых поклонение Аллаху, честь и достоинство. Фильм посвящен реальной истории любви сына имама Шамиля, Джамалутдина, и Лизы Олениной во время кавказской войны. Джамалутдин оказался аманатом (заложником) большой политики и в 9-летнем возрасте был отдан отцом в Россию в знак личной преданности.
В Театре имени Вахтангова состоялась премьера спектакля «Мастер-класс» (Письма из тишины») по пьесе Терренса Макнелли, посвященная Марии Каллас. Режиссер-постановщик Сергей Яшин, перевод – Сергей Волынец. Мария Каллас (1923-1977) вошла в мировую историю оперного искусства с титулом La Divina (Божественная). Славу ей принесли главные партии в опере Винченцо Беллини «Норма» и «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера. А в жизни у нее были другие роли: трудоголик и женщина с несчастной судьбой.
В рамках акции «Открытый занавес» в Большом зале Консерватории прошел X Международный открытый фестиваль искусств «ДНЮ ПОБЕДЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ…» (4-11 мая) Эпиграфом фестиваля стала строчка из песни композитора Анатолия Новикова на стихи Льва Ошанина: «Нам дороги эти позабыть нельзя». 9 мая, день Победы, был отмечен литературно-музыкальной композицией «Где бы мы ни были, с нами Россия». Песни великого Марка Фрадкина (1914-1990) легли в ее основу.
С госпожой Мьинт Тадар, супругой посла Мьянмы (Бирма) , мы познакомились на собрании Международного женского клуба в Москве. Между нами завязался разговор, который было интересно продолжить. Я предложила ей дать интервью для портала «Диалог культур». В Москве она находится менее полугода. В первую очередь столица удивила ее снегом, который она увидела впервые. И у нас оказалось холоднее, чем ей думалось. По мнению госпожи Мьинт Тадар, Москва – королева российских городов.
Под эгидой Посольства Китайской Народной Республики в Москве, с одной стороны, Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) и Российского союза молодежи, с другой, - в Бизнес парке Гринвуд прошел Молодежный форум «Китайско-Российские отношения – безграничное будущее». Стороны подписали «Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Союзом китайских учащихся в России и Общероссийским общественным молодежным движением «Ассоциация студентов и студенческих объединений России».
О своем персонаже Лоэнгрине певец Сергей Скороходов сказал: «Я начал петь эту партию в 2009 году в Мариинском театре. Считаю, что это одна из самых красивых опер Рихарда Вагнера. Мой герой Лоэнгрин – рыцарь Священного Грааля. Он пришел сделать этот мир лучше, добрее. Но люди его не поняли, и ему пришлось улететь». Спустя 86 лет замечательная опера «Лоэнгрин» возвращается на сцену Большого театра. Новая постановка стала совместным проектом с Нью-Йоркским театром Метрополитен-опера.