В Театре имени Вахтангова состоялась премьера спектакля «Мастер-класс» (Письма из тишины») по пьесе Терренса Макнелли, посвященная Марии Каллас. Режиссер-постановщик Сергей Яшин, перевод – Сергей Волынец. Мария Каллас (1923-1977) вошла в мировую историю оперного искусства с титулом La Divina (Божественная). Славу ей принесли главные партии в опере Винченцо Беллини «Норма» и «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера. А в жизни у нее были другие роли: трудоголик и женщина с несчастной судьбой.

 

В роли Марии Каллас выступила народная артистка РСФСР Людмила Максакова, которая сказала, что эту пьесу предполагали поставить 15 лет назад, но тогда не случилось. И вот снова возникло это название – «Мастер-класс». Известно, что Терренс Макнелли (1938-2020) побывал на знаменитых мастер-классах Марии Каллас в Джульярдской школе Нью-Йорка, которые та проводила в 1971-1972 гг. Под впечатлением увиденного он написал пьесу, ее поставили на Бродвее, и она принесла ему пять премий «Тони». Успех, можно сказать, был предрешен, поскольку Мария Каллас имела невероятную популярность.

С середины 1950-х годов мир заболел «калласоманией». Говорят, что в какие-то моменты голос Марии Каллас завораживал слушателей красотой, а в другие - поражал, как не странно, грубостью тембра. Она обладала какой-то особой музыкальностью, плюс была феноменальной актрисой, которая могла выступать в драматических спектаклях. Но секрет ее невероятного успеха все-таки был в яркости ее личности, незаурядной силы воли и колоссальном трудолюбии.

Декорации спектакля на Новой сцене вахтанговского театра минимальные - кресло, скамейка, фортепиано и огромный чемодан, из которого вылетают письма-воспоминания. Из писем Марии Каллас, которые читает Людмила Максакова, зритель узнает о ее личной жизни. При этом актриса входит в театральные образы костюмов Каллас: шали, накидки, диадемы. Звучат популярные отрывки из произведений итальянский композиторов - Беллини, Верди, Пуччини. 

Единственным мужем певицы был Джованни Баттиста Менегени. Старше Марии в два раза, он успешно работал ее менеджером. Несмотря на публичные признания Каллас в любви к супругу, она вряд ли его любила, и вряд ли была востребована как женщина. Настоящей любовью Марии Каллас стал греческий миллионер Аристотель Онассис, который  буквально перед свадьбой бросил ее ради Жаклин Кеннеди. Из-за него она лишилась здоровья вместе с голосом, но, главное, смысл жизни. Осталась запись проклятья Марии Каллас: «Ты повсюду будешь слышать мой пропавший голос. Знай же: я умерла. Мир оглох. Я больше не могу петь.  Нет, ты будешь это читать. Я тебя заставлю…»

Аристотель Онассис потерял сына Александра в 1973 году, после смерти которого не смог оправиться. И сам умер  в 1975 году. Мария Каллас не намного пережила его.  Дочь Онасиса, Кристина, трагически погибла в 37-летнем возрасте при невыясненных обстоятельствах уже после смерти отца.

«Эти две глыбы столкнулись и уничтожили друг друга. Это была греческая трагедия XX века», - сказала Людмила Максакова об истории любви Марии Каллас и Аристотеля Онассиса. Свою работу  в спектакле «Мастер-класс» актриса посвящает своему дому №7 в Брюсовом переулке. Дом был построен в 30-е годы знаменитым архитектором А.В. Щусевым для артистов Большого театра. На его фасаде можно увидеть мемориальные доски, посвященные великим деятелем культуры прошлого века.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Владимир Орехов

Яндекс.Метрика