Хелена Рубинштейн (1872-1965) – великая женщина XX века, создавшая империю косметики. После ее смерти австралийский драматург Джон Мисто написал пьесу «Мадам Рубинштейн», которую сегодня поставил Евгений Писарев в Театре имени А.С. Пушкина. Авторы перевода: Ольга Варшавер и Татьяна Тульчинская. Взгляд на Хелену Рубинштейн получился в квадрате с мужской точки зрения. Роль главной героини в качестве бенефиса исполняет народная артистка России Вера Алентова, отмечающая на днях юбилейную дату.

 

История жизни Хелены Рубинштейн весьма противоречива: в раннем периоде ее биографии невозможно отличить правду от вымысла. Эпатажная разгадка заключена в словах: «Интересная ложь, куда лучше скучной правды». По признанию драматурга Джона Мисто, пьеса не является биографией Хелены Рубинштейн, хотя некоторые эпизоды из ее жизни вполне реальны. Перед зрителем мадам Рубинштейн предстает стильной, ироничной,  высокомерной дамой без возраста. Уже позади большая часть жизни и что же дальше? Финансовые потери были, но она с ними справилась, значительно приумножив свое состояние после второй мировой войны. Мужья были, но они растворились в минувших летах. Где-то живет сын, которого она с теплотой в голосе вспоминает. Его рядом нет физически, но он - в мыслях и любим. И вдруг, как кирпич на голову, прилетает страшное известие: сын погиб в дорожной аварии. Как выжить и смириться с этой потерей? Подруг давно нет, есть лишь конкурентка по бизнесу (народная артистка РФ Ольга Науменко), иногда наведывающаяся, чтобы поболтать, посплетничать и разузнать о делах. И еще в жизни Хелены появляется молодой мужчина (артист Дмитрий Власкин), который работает помощником при ней. Поначалу она со смехом издевается над его несостоятельностью, называя «шлимазл» (неудачник). Однако с течением времени он становится ее единственным другом.

Как известно, упорная и эксцентричная мадам Рубинштейн всего добилась своим трудом и стала одной из самых известных, влиятельных и богатых женщин мира. Ею восхищались Сальвадор Дали и Пабло Пикассо, написавшие ее портреты. Но счастлива ли она? По словам Евгения Писарева, в жизни Хелены Рубинштейн было много ярких событий, ее обожали и ненавидели, ей стремились подражать, ей льстили. У нее есть слава, есть огромное состояние, но в какой-то момент она понимает, что совершенно одинока. Встреча с бедным, дерзким молодым человеком, по сути, меняет ее – несмотря на все конфликты, на всю непохожесть, они становятся близкими людьми. Это обретение любви – не в романтическом, а просто в человеческом смысле – и есть самое главное.

С другой стороны, очевидно, что родоначальнице современной косметологии Хелене Рубинштейн очень важно было сделать карьеру. О чем она и говорит в пьесе. Жить по известной мужской формуле: дети, кухня, церковь, - для таких женщин, как она, просто скучно и немыслимо. Ее желание проявить себя сформировалось уже в юности. Случай помог ей вырваться из-под опеки родителей, с которыми она жила в польском гетто, и уехать в Австралию. За несколько лет ей удалось построить империю красоты, благодаря самостоятельно разработанным  по уходу за кожей косметическим средствам, пользующимся огромным спросом у женщин. В 1988 году бренд «Хелена Рубинштейн» перешел к широко известной в России компании «Лореаль».

Хелена Рубинштейн работала до последнего. И, в конце концов, ушла из жизни после целого дня работы 1 апреля 1965-го. Ей было 93 года. Многие восприняли это как первоапрельскую шутку. В Кракове в районе Казимеж, где издавна проживали краковские евреи, стоит дом, на фасаде которого большими буквами написано: «ЗДЕСЬ РОДИЛАСЬ ХЕЛЕНА РУБИНШТЕЙН».

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы театра

Яндекс.Метрика