100-летний юбилей Театр Маяковского отметит самой яркой комедией А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке режиссера Анатолия Шульева. Выбор не случаен, сюжет пьесы не устарел поныне. И сегодня шустрые, предприимчивые провинциалы стремятся завоевать Москву любой ценой. Островского называют русским Шекспиром. Как и великий британец, он был режиссером. Шекспир создал театр «Глобус» в Лондоне, Островский – Малый театр в Москве.

 

Главного героя пьесы Егора Дмитрича Глумова играет талантливый выпускник ГИТИСа (мастерская Миндаугаса Карбаускиса) Семен АЛЕШИН. Его персонаж откровенно рассуждает: «Чем в люди выходят? Не все делами, чаще разговором. Мы в Москве любим поговорить… Я сумею подделаться и к тузам, и найду себе покровительство, вот вы увидите. Глупо их раздражать – им надо льстить грубо, беспардонно. Вот и весь секрет успеха. Я начну с неважных лиц, а потом заберусь и повыше…». И, действительно, расчетливый, весьма неглупый молодой человек легко входит в доверие к нужным людям, говоря каждому, что тот хочет услышать. Он прикидывается неопытным, жаждущим советов и наставлений. Ему удается ввести в заблуждение и дядю Нила Федосеевича Мамаева (заслуженный артист России В.ЗАПОРОЖСКИЙ), и его жену Клеопатру (заслуженная артистка России Т.АУГШКАП), с которой заводит любовную интрижку, и важного господина Крутицкого (заслуженный артист России А.АНДРИЕНКО), и богатую вдову Софью Игнатьевну Турусину (Ю.СИЛАЕВА), желающую выдать замуж племянницу Машу (В.КУЛИКОВА). Все готовы ему помочь сделать карьеру и остаться в Москве. Конечно, самый простой способ для него стать москвичом и решить материальные проблемы это  – женитьба на богатой невесте. Невеста быстро появляется при помощи подкупа гадалки Манефы. Глумов во сне и наяву грезит безбедной жизнью в барском доме и конюшней с престижными рысаками. Цель и средства он определил сразу, и все у него шло гладко по задуманному плану. Однако, как говорят в народе, Бог шельму метит – за все на свете приходится платить. Случилось непредвиденное. Личный дневник, которому Глумов доверил свои тайны, сыграл с ним злую шутку. План завоевания Москвы рухнул в одночасье.

Пьеса была написана Александром Николаевичем Островским в 1868 году. Вначале критики отмечали некоторую утрировку персонажей. Но с течением времени театральному сообществу и широкой публике пьеса стала нравиться безоговорочно. С огромным успехом она шла в советском театре, на столичной и периферийной сцене. Главный герой, умный, честолюбивый Егор Глумов, противопоставил себя ханжескому обществу никчемных людей. Но чем он лучше тех, кого водил за нос? Непростой вопрос. Очевидно, что в дневниковых записях Глумова, как в зеркале, каждый персонаж увидел себя без прикрас. Но никто не ужаснулся, а лишь подумал, что молодого человека нужно проучить, а затем вернуть на прежнее место. Он – нужный человек.

Шекспировский Гамлет вопрошал: «Быть или не быть?». Перед  разоблаченным во лжи и лицемерии  Глумовым в финальной сцене: «Быть или казаться, вот в чем вопрос?». Что выбрал глумящийся (издевающийся) над всеми Глумов, когда вернулся или не вернулся на прежнее место? Каждый зритель решает самостоятельно.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Сергей Петров

Яндекс.Метрика