О своем персонаже Лоэнгрине певец Сергей Скороходов сказал: «Я начал петь эту партию в 2009 году в Мариинском театре. Считаю, что это одна из самых красивых опер Рихарда Вагнера. Мой герой Лоэнгрин – рыцарь Священного Грааля. Он пришел сделать этот мир лучше, добрее. Но люди его не поняли, и ему пришлось улететь». Спустя 86 лет замечательная опера «Лоэнгрин» возвращается на сцену Большого театра. Новая постановка стала совместным проектом с Нью-Йоркским театром Метрополитен-опера.
По всеобщему признанию, «Лоэнгрин» - жемчужина в творчестве Вагнера. В написанном также им либретто композитор соединил содержание нескольких немецких легенд, в которых идет речь о рыцарях Грааля, поборниках справедливости. События оперы «Лоэнгрин» повествуют о времени правлении Генриха Птицелова в XII веке. В центре сюжета оказывается история принцессы Эльзы Брабантской (артистка Анна Нечаева) и ее младшего брата Готфида, который пропал на прогулке в лесу таинственным образом. Чтобы защитить девушку от жениха Фридриха Тельрамунда (артист Мартин Гантнер), который назвал ее убийцей брата и отказался от брака с ней, появляется герой в доспехах (Лоэнгрин), приплывший на белом лебеде. Таинственный рыцарь вступает за честь, прекрасной девушки и выигрывает поединок с Тельрамундом. Вскоре он женится на ней. Условие рыцаря: Эльза не должна спрашивать его имя. Ортруда (артистка Хатуна Микаберидзе), вышедшая замуж за Тельрамунда, из мести подговаривает Эльзу все-таки узнать имя мужа. Это важно для установления его происхождения: благородного ли он рода? Рыцарь под напором жены называет себя и сразу же сообщает ей, что они должны расстаться навсегда. В тот же миг появляется брат Эльзы, Готфрид. А Лоэнгрин исчезает вместе с приплывшим белым лебедем. Эльза безутешно рыдает…
Постановку «Лоэнгрина» на сцене Большого театра осуществляет мощная международная команда. Это канадский режиссер-постановщик Франсуа Жирар, впервые работающий в Большом театре, на счету которого ряд успешных постановок вагнеровских опер: «Зигфрид» в канадской опере, «Летучий голландец» и «Парсифаль» в Метрополитен-опере. «Я впервые работаю в Большом театре, подчеркнул он. - Этот тот дом, где певцы пели, звучала музыка уже почти 250 лет. Оперу «Лоэнгрин я ставлю уже в четвертый раз. Сейчас для постановки объединились два великих оперных дома – Большой театр и Метрополитен-опера. Думаю, что это совместное производство добавит что-то замечательное произведению Вагнера». В качестве дирижера-постановщика выбран Эван Роджистер, который является главным дирижером Вашингтонской национально оперы и оркестра исполнительных искусств им. Дж.Кеннеди. Он признался, что каждый проект считает главным в своей жизни. «Оперой «Лоэнгрин» я дирижирую во второй раз. Это одна из самых прекрасных опер. Огромным удовольствием для меня было работать с коллективом Большого театра, который настолько предан своему делу», - сказал маэстро.
Восхищение вызывает работа всемирно-известного сценографа и художника по костюмам Тима Йипа, работающего в области современного искусства, моды, театра, кино, литературы и других направлений. Его по-настоящему оригинальные костюмы в опере «Лоэнгрин» на глазах зрителя из сливающихся со сценой серых, превращаются в зеленные или черные. Лаконично оформленная сцена врезается в память: огромный диск, меняющий цвет в зависимости от происходящего в жизни героев, висит в глубине проема, ведущем в другие миры.
По слова генерального директора Большого театра Владимира Урина, это совместная постановка с Метрополитен-опера очень важное событие для Большого театра. Когда говорят о совместных проектах, то обычно ставят во главу угла финансовый вопрос. Для нас же было чрезвычайно важно и почетно с одним из лучших мировых оперных домов сделать, прежде всего, творческий продукт.
Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы Большого театра