Театр «Школа современной пьесы» открыл новый сезон-2021 премьерой спектакля «Бешеный хворост» Олега Маслова. Бешеный хворост – это азалия, которую так называют на Кавказе. Ее ярко-желтый цветок ядовит. Запах имеет приятный и при кратковременном вдыхании не опасен. Директор лицея для одаренных детей Зинаида Петровна Извекова (народная артистка РФ Татьяна Васильева) получает бешеный хворост в подарок от своей подчиненной. Очень скоро бешеный хворост начинает отвратительно пахнуть, но не сам по себе…
Пьеса «Бешеный хворост», представленная Олегом Масловым на конкурсе «Действующие лица», сразу привлекла внимание режиссера Иосифа Райхельгуза, и он решил ее поставить. Спектакль начинается с того, что ученик 10 класса элитной гимназии Андрей Филиппов (студент ГИТИСа Рузиль Минекаев) принял участие вместе с одноклассником в протестном митинге в поддержку Алексея Навального в своем маленьком городке. Подростка заметили, и кто-то донес, а вот второго – не смогли выявить. Начальство потребовало расследовать инцидент и узнать фамилию другого участника несанкционированной акции. Директриса моментально ухватилась за эту ситуацию, ведь ей было нужно освободить два места для блатных. А там, глядишь, и повышение будет. И вот решение проблемы, что называется на блюдечке, преподнесла сама жизнь. Казалось, дело в шляпе, мальчишку можно подкупить и он запросто заложит друга за миллион рублей из казенной кассы, либо за секс с молодой хорошенькой заместительницей директора Валентиной Юрьевной Свибловой (актриса Валерия Ланская), либо за обеспеченную жизнь под крылом самой Зинаиды Петровны. От секса со Свибловой Андрей не отказался, соврав, что с ним был одноклассник Денис Ионин (актер Александр Сеппиус), сын Натальи Ивановны Корнеевой (актриса Джульетта Геринг), заместителя директора. Ложь Филиппова быстро раскрылась.
Перед зрителем молодое поколение, которое родилось при Путине и всю жизнь прожило при нем. Они видят, что Мамона правит бал повсюду, все продается и покупается. С виду интеллигентные женщины, работники сферы школьного образования, без лишних угрызений явно транслируют циничный подход к жизни. Диалоги между ними и подростками впечатляют, дистанции нет, не нормативными словечками обмениваются все. Но разница в том, что чувство собственного достоинства есть у лицеиста Андрея Филиппова, а у его наставников ни на йоту. Нельзя не отметить актерскую команду этого спектакля. Играют на одной дыхании, авторский текст захватывает и ведет за собой артистов, а за ними зрителей. Сценография предельно проста, сцены как таковой нет, действие происходит на площадке между рядами, ведущими по ступенькам наверх. Работает лампочка, которую включает актер, чтобы быть в фокусе зрительского внимания. По словам Иосифа Райхельгауза, каждый герой пьесы мотивирован и исполнен благими намерениями, которые, как все знают, вымощена дорога в известное место. Но совсем не обязательно туда радостно двигаться, хотя это, пожалуй, самый простой и не требующий нравственных усилий путь.
В XIX веке были героями Онегины, Печорины, Чацкие, Базаровы. Советская эпоха породила иных героев: Павку Корчагина, Олега Кошевого, Ивана Чонкина, Ивана Денисовича. И вот сегодня пришли Филипповы, которые хотят изменить Россию. Но доколе не вскисла закваска, пирог не попробуешь.
Светлана Телятникова-Никабаде, фото пресс-службы театра