И снова нетленные «Мертвые души». За прошедший век со дня основания Вахтанговского театра, это седьмая постановка по произведениям Гоголя. Через эту поэму звучит голос писателя-пророка. Он из тех, кто зрит в корень российской жизни, меняющейся внешне, но остающейся на века неизменной по своей сути. Режиссер Владимир Иванов и Андрей Тупиков  - авторы новой сценической версии «Мертвых душ» с французским подзаголовком «Галопад». Что означает особую  пляску, где кавалер и дама в обнимку скачут вместе.

 

Действующие лица и исполнители: ОНА – народная артистка России, лауреат Государственной премии России Мария АРОНОВА, ОН – Владислав ГАНДРАБУРА. Они вдвоем блистательно изображают всех персонажей поэмы «Мертвые души», по ходу действия меняя «говорящие» маски и потрясающие по выдумке и эффектности костюмы. Их автор - заслуженный художник России Максим ОБРЕЗКОВ. Сцена первая (современная версия)- младенец, Павел Иванович Чичиков, в кроватке. Растет под умилительным взором родителей, сыночка Бог дал смышленого. Неожиданная новость: из гимназии приходит письмо родителям, в котором сообщается, что их сын, среди прочего, в подходящий момент продает соученикам из богатых семей пряники с наценкой. Сразу понятно становится, что наш герой далеко пойдет. Самый богатый человек в мире за всю историю человечества  Джон Рокфеллер продавал своим младшим сестрам конфеты в пакетиках.

А дальше жизнь шла все любопытнее. Найти хлебное место в госучреждении без связей  было дело нереальным, как и по сию пору в России. И Чичиков приударяет за уж очень некрасивой и очень взрослой дочерью начальника. Тот, думая, что нарисовался долгожданный зять, устраивает Павла Ивановича на начальническую должность. А Чичиков вильнул хвостом и был таков. Ведь обнадежить - не значит жениться.  

Заветная мечта Павла Ивановича, как и многих нынешних россиян, разбогатеть любой ценой. На неискушенный взгляд обывателя покупать мертвые души – бредовая идея. Чичиков чудит! Персонажи, которых он уговаривает продать ему мертвые души, выглядят предельно гротескными. Вот Манилов, приятный и даже как будто «сахарный» человек. Или Коробочка (Настасья Петровна – коллежская секретарша), женщина пожилых лет, вдова, жалующаяся на неурожаи, убытки и держащая голову набок. Тут же Собакевич – помещик, напоминающий медведя. Ставший нарицательным Плюшкин, как невероятно скупой человек, он же жестоко относится к своим крепостным крестьянам. Наконец, Ноздрев – заядлый врун и карточный мошенник, который отказался продавать Чичикову мертвые души.

Каким образом Чичиков хотел заработать на покупке мертвых душ? Не всякий современный человек может разобраться, в чем тут дело? Но ларчик просто открывался, по законам Российской империи XIX  века, если у помещика было много душ, то ему выдавали землю, а за переселение крестьян в Новороссию (юго-восток Украины, частично Россия и Приднестровье) выплачивали дотацию. Соответственно, чем больше душ, тем больше помещик получал кредит. Вот такую аферу с мертвыми душами придумал и осуществил Павел Иванович. Гоголь пишет, что он приобрел около 400 душ. Дотошные исследователи подсчитали, что предприимчивый Чичиков получил 200 тысяч рублей, что позволит ему купить землю с настоящим имением и стать крепким помещиком.

Зритель  искренне смеется над гоголевскими персонажами, жившими в первой половине позапрошлого века. Думают, что таких людей в России больше нет, они вымерли, как динозавры. Однако есть их потомки-мутанты, государственные люди (чиновники), для которых, как говорил великий К.С. Станиславский, цель бытия в одном: сладко есть, сладко спать и воровать. Заканчивается пьеса галопадом (образ тройки) со знаменитым гоголевским пассажем: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Ответа нет. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле,  и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». Русь, куда ж ты несешься? Вот на этот самый главный вопрос и сегодня нет ответа.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы театра

Яндекс.Метрика