В Театре имени Евгения Вахтангова череда премьер на шести площадках. Последняя премьера - на Новой сцене комедийная пьеса «Дурочка» (1613 г.) Лопе де Вега, ярчайшего представителя Золотого века Испании. Кроме 3000 сонетов, классик написал 2000 пьес, из которых до наших дней дошла приблизительно пятая часть. Спектакль «Дурочка» поставил Анатолий Шульев в рамках проекта режиссерской Мастерской Римаса Туминаса «Театральные параллели. Путешествие в четырех частях», посвященного 100-летию театра.
Сюжет пьесы довольно прост: в одной респектабельной семье две дочери на выданье. Ниса (артистка Ксения Кубасова), умница, красавица и Финея (артистка Екатерина Крамзина) – абсолютная дурочка. Октавьо, отец этих сестер (заслуженный артист Олег Форостенко), приготовил приданое обеим дочерям. Желая быстрее выдать замуж дурочку Финею за дворянина Лисео (артист Александр Галочкин), Октавьо выделил ей значительно большее приданое в денежном выражении. В Нису влюбляется бедный поэт Лауренсьо (артист Константин Белошапка), но вся проблема в том, что ум и красота Нисы вдруг меркнут в сравнении с приданым ее сестры. И он уже готов закрыть глаза на умственные способности Финеи, лишь бы получить вожделенное приданое. «Я бы ученой Нисе, дурочку предпочел», - цинично объявляет он.
Финея же по-настоящему влюбляется в бедного, но образованного и артистичного Лауренсьо. Между тем в монологах отца, воспринимаемых как Божий бич, мы слышим: «Умствовать не пристало женщине. Наука женщин верной быть супругой. Одна - умна, другая – дура, истина всегда посередине. Никто не сетует, что обделен умом, а всякий – деньгами». И тут вспоминается стихотворение «Мужчинам» великой испанки, поэтессы Хуаны Инес де ла Крус (1651-1695): «О, как вы к женщинам жестоки за их приверженность к грехам! Но неужель не ясно вам, откуда женские пороки… Меж вашей пылкостью и скукой лишь та уверенно пройдет, в ком нет любви! Но есть расчет в союзе с Евиной наукой». Под Евиной «наукой» подразумевается естественная потребность человека (женщина тоже человек) - жить своим умом.
В финале пьесы происходит чудо, дурочка Финея преображается благодаря любви к Лауренсьо. Она умнеет на глазах и устраивает себе не без помощи хитрости судьбу по собственному желанию. Вопреки плану отца Финея выходит замуж не за Лисео, который, кстати, переключается на Нису, а за Лауренсьо. Мужчины здесь, как в танце, легко меняются партнершами. Похоже, великий драматург Лопе де Вега надел на Финею маску дурочки, чтобы в итоге посмеяться над мужской самоуверенностью в своем превосходстве над женским полом.
Мы привыкли считать: Бог создал Еву из ребра Адама. Однако знаменитый толкователь Торы раввин Адин Штейнзальц утверждает, что это ошибка древнего переводчика. Слово «цела» (иврит) в переводе на русский язык означает и «ребро», и «сторона». Поэтому Бог разделил Адама (человека) на две половины. Мужчину - «иш», женщину– «иша». С тех пор каждый из нас и ищет свою половинку.
Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы театра