На сцене «Чердак Сатиры» - премьера! Пьеса французского драматурга Жоэля Помра «Этот ребенок» - новая работа режиссера Никиты Кобелева, который хорошо известен театральной публике по постановкам в Театре им. Маяковского. Например, «Бердичев», «Московский хор», «Обыкновенная история». В пьесе «Этот ребенок» Жоэль Помра использует технологию вербатим (дословно), живую речь героев. Он специально ездил в бедные пригороды Нормандии, где записал все истории. Никита Кобелев ничего не изменил в авторском тексте пьесы.
В этом году Дмитрию Хворостовскому исполнилось бы 60 лет. К этой дате приурочены первые гастроли Красноярского театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского в Большом театре. Красноярцы привезли премьерные спектакли. Среди них – балет «Катарина или дочь разбойника» на музыку Цезаря Пуни в постановке Сергея Боброва. По его словам, этот балет выдающегося Жюля Перро был одним из самых популярных в XIX веке. Кроме того, в нем рассказан эпизод из жизни реального художника XYII века Сальватора Розы.
Неизвестная российской публике опера Дж. Верди «Стиффелио» в постановке Екатерины Одеговой открыла 32-й сезон в Московском театре Новая опера имени Е.В. Колобова. Либретто написано Ф.М. Пьяве по пьесе французских драматургов Э. Сувестра и Э. Буржуа «Священник или Евангелие и сердце». В пьесе имя героя «Рудольф», что означает «слава, честь». У итальянского либреттиста Ф.М. Пьяве появился герой с именем «Стиффелио», где он - пастор протестантской секты с точки зрения католической церкви.
Театр «Геликон-опера» под занавес уходящего сезона 2021-2022 представил оперу «Аида» Дж. Верди в постановке Дмитрия Бертмана, которая признана одной из самых лучших в истории мировой музыки. Дмитрий Бертман не был бы самим собой, если бы не преподнес российским зрителям музыкальный сюрприз. Они станут первыми слушателями развернутой увертюры, написанной композитором перед каирской премьерой «Аиды» в 1871 году. Но тогда репетиций оказалось недостаточно, и звучала нежная прелюдия.
Первой премьерой нового театрального сезона в Театре им. Евгения Вахтангова стал «Последний сон Уточки» Клавы Ильиной на Сцене «Студия». Спектакль заявлен как кукольная притча для семейного просмотра с детьми старше 12 лет. Режиссер Владислав Тутак дебютировал на сцене этого театра с участием стажеров. В пьесе использованы тексты из книги богослова, поэта, ученого, инженера о. Павла Флоренского «Иконостас»: «Сон – вот первая и простейшая, т.е. в смысле нашей привычки к нему, ступень жизни в невидимом (мире)…
В Москве завершился I Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров им. С.В. Рахманинова. Конкурс приурочен к 150-летию со дня рождения композитора, которое будет отмечаться в 2023 году. По замыслу его создателей он станет парой конкурсу имени П.И. Чайковского. Дирижер Валерий Гергиев, пианист Денис Мацуев возглавляют и тот, и другой. Идея вовсе не новая. В СССР и РФ были и есть конкурсы имени С.В. Рахманинова, но гораздо с меньшим административным размахом и бюджетом.
Ушел в историю 44-й Московский Международный кинофестиваль, ставший необычным из-за отсутствия европейского (за небольшим исключением) и американского кино. Меньше было прессы на показах и зрителей, пожелавших приобщиться к усеченному празднику. Главная значимость этого мероприятия всегда состояла в том, что перед зрителями открывался разноликий и многоголосый мир. Внезапно он скукожился. Перемены внесли коррективы, появилась новая конкурсная программа «Русские премьеры».
«Житие FM» или «Житие Федора Михайловича»? Рассказывая о пьесе «Житие FM» Ярославы Пулинович, премьера которой состоялась в театре «Современник», режиссер Галина Зальцман пояснила: «Все, что связано с энергий, - это частота, волна. Когда мы что-то разрушаем или что-то созидаем – это всегда волны или частоты. «FM» в названии нашего спектакля, совпадающее с инициалами главного героя, это не радиоволны, а про те частоты, которые излучает человек. Вот только пользоваться ими может не каждый».
Оpen air фестиваль «Лето. Музыка. Музей», ежегодно проходящий под стенами Ново-Иерусалимского монастыря, в этом году открылся «Гармонией мира» Пауля Хиндемита, cимфонией – предупреждением человечеству, произведением более, чем актуальным в наши дни. В целом же программу фестиваля посвятили 150-летию со дня рождения Александра Скрябина. Однако на всех четырех вечерах под открытым небом и двух концертах в зале наряду с музыкой Скрябина звучали сочинения и некоторых других композиторов.
Как известно, искусство балета включает в себя танец, музыку и живопись. В России «Балет об Орфее и Эвридике» стал первой постановкой в 1673 году при царе Алексее Михайловиче, известном покровителе искусств. Реформатором же этого жанра явился П.И. Чайковский, превративший музыку в инструмент, помогающий танцу улавливать эмоции и чувства, заложенные в персонаже. Что и продемонстрировали участники XIV Международного конкурса артистов балета, проходившего на двух сценах Большого театра.