Оpen air фестиваль «Лето. Музыка. Музей», ежегодно проходящий под стенами Ново-Иерусалимского монастыря, в этом году открылся «Гармонией мира» Пауля Хиндемита, cимфонией – предупреждением человечеству, произведением более, чем актуальным в наши дни. В целом же программу фестиваля посвятили 150-летию со дня рождения Александра Скрябина. Однако на всех четырех вечерах под открытым небом и двух концертах в зале наряду с музыкой Скрябина звучали сочинения и некоторых других композиторов.


И каждый концерт стал событием. Интрига первого вечера заключалась в подборе произведений с почти одинаковыми названиями и имеющих в основе своей драматургии идею огня. Вслед за Хиндемитом звучала увертюра к балету «Творения Прометея» Бетховена, а за ней шел Скрябин и его симфоническая поэма «Прометей» или «Поэма огня» (её второе название). Разбираться в хитросплетении стилей и музыкальных направлений публике помогал виртуальный ведущий, музыковед Ярослав Тимофеев. Его глубокие и чрезвычайно интересные выступления с экрана еще и разнообразили действие. «Растим свою публику… развлекая, образовываем» - определил кредо фестиваля его президент, директор Московской областной филармонии Максим Дунаевский.

В первый вечер играл Национальный оркестр под управлением дирижера Александра Рудина. Организаторы сильно рисковали, ставя на открытие грандиозную симфонию Хиндемита, выдающегося немецкого композитора - авангардиста, но у нас мало известного и редко исполняемого. Произведение явно пацифистского характера. Гармонию мира композитор искал в созвучиях планет, но галактика обрушивается на провинившуюся и погрязшую в раздорах Землю. К тому же какофония – творческий почерк композитора. В одной лишь этой симфонии он использовал 15(!) тональностей,  пересекающиеся мелодии, смены ритмов… Порой казалось, что со сцены несется настоящий хаос. Но в конце все как-то образовалось: грандиозный финал – апофеоз жизни -- вдруг  зазвучал мощно и стройно, что и вознаградило терпеливую публику. Покоренная, она хлопала неистово.

На контрасте с Хиндемитом во втором отделении светло и радостно зазвучал ранний Бетховен и его увертюра к единственному написанному им балету «Творения Прометея». Начало многообещающее, таинственное. Прекрасна наша земля, её природа, реки, мотыльки и травы… Темные силы возникают, но и они в поступательном танцевальном движении. И все в до-мажоре, только в одной этой жизнеутверждающей тональности. Торжество света и прогресса. Оркестр же блестяще подтверждал свой высочайший уровень, играл виртуозно, на подъеме, и приводил в восторг публику. Она отдыхала и наслаждалась.

Вопреки всем законам настоящая кульминация  вечера была заготовлена в конце – симфоническая поэма юбиляра «Прометей» или Поэма огня (её второе название). Роль главного  провокатора с успехом выполнял известный пианист Андрей Коробейников. Сохраняя имидж свободного от всех шаблонов и стандартов артиста, он вышел на публику в помятом костюме пасторского типа, пропуская вперед дирижера, будто нечаянно (а может и так), задел стул, потом уселся на него, широко расставив колени, в несвойственной для пианиста позе.

Оркестр с первых звуков погрузил зрителей в таинственное и полное опасностей межгалактическое пространство. Рояль вступил сразу, мощно и властно, он не дорисовал картину звездного неба, а заставлял светила сверкать и причудливо изгибаться под свои звуки. И все вокруг было послушно воле пианиста. От движений его рук, позы в зал исходил энергетический поток почти физически ощущаемый. За роялем сидел сам Демиург! – человек-бог, повелитель всего земного и космического. Эта роль очень шла пианисту. Известно, что Скрябин  также олицетворял себя с соратником Бога, когда писал симфонию. Очистительный пожар вселенной, который изменит жизнь на Земле – смысл его сочинения. Редкий дар композитора – цветной слух, нашел  воплощение не только в его партитуре, но и на сцене в тот вечер. Три ряда лун по заднику сцены беспрестанно меняли цвета, дополняя картину воли и торжества жизни.

Елена Белякова, фото пресс-службы фестиваля

Яндекс.Метрика