«Обратная сторона медали» французского драматурга Флориана Зеллера – не первая ласточка на театральных подмостках Москвы. Столичные театралы уже познакомились с его «Папой» и его «Сыном» в «Современнике» и РАМТе. И вот новый заход пьесы Ф. Зеллера, но уже на Новую сцену Вахтанговского театра в режиссерском исполнении Эдьдара Трамова. Это его юбилейная, 20-я постановка в этом театре. Некоторые из них весьма успешны. Пьеса «Обратная сторона медали» про каждого из нас, с разницей в той или иной степени.
Под эгидой Посольства Китайской Народной Республики в Москве, с одной стороны, Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) и Российского союза молодежи, с другой, - в Бизнес парке Гринвуд прошел Молодежный форум «Китайско-Российские отношения – безграничное будущее». Стороны подписали «Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Союзом китайских учащихся в России и Общероссийским общественным молодежным движением «Ассоциация студентов и студенческих объединений России».
В «Геликон-опере» завершился Y Международный конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-Опера». Конкурсанты, прошедшие тщательный отбор должны были за 10 минут на глазах у зрителей поставить арию. (Зрелище не без юмора). Отсюда появился термин «нано» от древнегреческого «карлик, гном», то есть мини-опера. Арии из популярных опер исполняли артисты «Геликон-оперы», с которыми легко было работать режиссерам. Они быстро ориентировались, схватывая на лету, и перевоплощались в своих героев.
Театр «Сатира» на суд зрителей представляет пластический спектакль «Арбенин. Маскарад без слов» по мотивам схожих пьес М.Ю. Лермонтова «Арбенин» и «Маскарад». В «Арбенине» герой до последней возможности борется за доброе имя жены, но финал выходит трагический. Интрига разыгрывается с пустяка. Молодая жена Нина (Моряна Анттонен-Шестакова) обронила на балу-маскараде браслет. Его подобрала баронесса Штраль (Любовь Козий) и подарила со словами признания в любви князю Звездичу (Максим Демченко), другу Арбенина.
С 26 мая в широкий прокат выходит историческая военная драма «Аманат» Антона Сиверса и Раифа Кубаева. Слово «аманат» (араб.) - важный термин в исламской культуре. Это правила жизни, в основе которых поклонение Аллаху, честь и достоинство. Фильм посвящен реальной истории любви сына имама Шамиля, Джамалутдина, и Лизы Олениной во время кавказской войны. Джамалутдин оказался аманатом (заложником) большой политики и в 9-летнем возрасте был отдан отцом в Россию в знак личной преданности.
В «Новой опере» – премьера «Мертвый город» Э.В. Корнгольда (1897–1957). Композитор написал эту оперу в 23 года, и она имела огромный успех. Звучала символично после первой мировой войны, и чрезвычайно актуально звучит сейчас. Хотя войны там нет, но есть смерть близкого человека, которую переживает большинство людей за свою жизнь. В основе либретто повесть Ж. Роденбаха «Мертвый Брюгге». Вдовец Пауль (Рольф Ромей, Швейцария) оплакивает смерть жены Мари (Марина Нерабеева), создавая культ вокруг ее образа.
Театр Романа Виктюка отмечает 25-летний сезон. С четверть вековым юбилеем вас, господа! Ваш отец-основатель не дожил до этой даты, но явно продолжает жить в спектаклях, поставленных его учениками. Дмитрий Голубев, режиссер спектакля «ЛЮБЛЮНЕМОГУ» Ольги Никифоровой, - один из них. Пьеса состоит из 18 мини-сюжетов, действующие лица которых как будто живут в одном многоквартирном доме. И вот перегородки рухнули, и зрители стали свидетелями перипетий, которые происходят с его обитателями.
В Театре имени Вахтангова состоялась премьера спектакля «Мастер-класс» (Письма из тишины») по пьесе Терренса Макнелли, посвященная Марии Каллас. Режиссер-постановщик Сергей Яшин, перевод – Сергей Волынец. Мария Каллас (1923-1977) вошла в мировую историю оперного искусства с титулом La Divina (Божественная). Славу ей принесли главные партии в опере Винченцо Беллини «Норма» и «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера. А в жизни у нее были другие роли: трудоголик и женщина с несчастной судьбой.
В рамках акции «Открытый занавес» в Большом зале Консерватории прошел X Международный открытый фестиваль искусств «ДНЮ ПОБЕДЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ…» (4-11 мая) Эпиграфом фестиваля стала строчка из песни композитора Анатолия Новикова на стихи Льва Ошанина: «Нам дороги эти позабыть нельзя». 9 мая, день Победы, был отмечен литературно-музыкальной композицией «Где бы мы ни были, с нами Россия». Песни великого Марка Фрадкина (1914-1990) легли в ее основу.
Полусценическое исполнение оперы «Валькирия» Рихарда Вагнера (1813-1883) прозвучало на сцене зала Зарядье под управлением музыкального руководителя и дирижера Валерия Гергиева. Это вторая опера эпического цикла «Кольцо Нибелунга», куда также входят: «Золото Рейна», «Зигфрид», «Гибель богов». В основе либретто тетралогии лежит германская мифология, скандинавские саги и средневековая поэма «Песнь о Нибелунгах». «Nibelung» - в переводе с немецкого означает «дитя тумана».