Театр «Геликон-опера» под занавес уходящего сезона 2021-2022 представил оперу «Аида» Дж. Верди в постановке Дмитрия Бертмана, которая признана одной из самых лучших в истории мировой музыки. Дмитрий Бертман не был бы самим собой, если бы не преподнес российским зрителям музыкальный сюрприз. Они станут первыми слушателями развернутой увертюры, написанной композитором перед каирской премьерой «Аиды» в 1871 году. Но тогда репетиций оказалось недостаточно, и звучала нежная прелюдия.

 

Сюжет оперы разворачивается в столице Древнего Египта, Мемфисе, и повествует о времени правления одного из фараонов Египта и царя Эфиопии, ведущих кровопролитную войну за расширение территорий. Несмотря на историческую основу из глубины веков, автор либретто Антонио Гисланцони ставит во главу не политику, замешанную на корысти и лжи, а человеческие чувства, отношения. Основной конфликт заключается в классическом любовном треугольнике: дочь фараона Амнерис (Юлия НИКАНОРОВА) влюблена в доблестного полководца Радамеса (Шота ЧИБИРОВ), а тот любит пленницу Аиду (Ирина ОКНИНА), дочь эфиопского царя, которая отвечает ему взаимностью. Безграничная ревность и жажда мести Амнерис приводит к трагическому концу героев этой истории. По словам дирижера Валерия Кирьянова, если Аида и Радамес искупают смертью свой выбор и обретают покой, то метущаяся душа Амнерис остается с ним один на один до конца своих дней…

Новорожденная «Аида» буквально завораживает декорациями и костюмами, над которыми работали Тауно Кангро (Эстония), Ростислав Протасов, заслуженный работник культуры России, и Ника Велегжанинова. На сцене - статуи, пирамиды, золотые роскошные одеяния того, кто считался богом для простых смертных. Тысячи людей погибали во время строительства пирамиды в его честь. Как известно, в истории человечества никто прежде не имел подобной абсолютной власти и не жил в таком достатке, как фараоны. Такое всемогущество портило абсолютно, что неудивительно для несовершенной человеческой натуры. «Монументальные скульптуры, величиной от двух до шести метров, - рассказал Тауно Кангро, - усиливают драматизм действия». В наши дни в Гизе проходят постановки «Аиды» на фоне реальных пирамид, куда специально съезжаются любители оперы со всего света. По отзывам, это незабываемое зрелище с участием мировых звезд под звездным небом в ночи. Команда «Геликона», создав яркий, талантливый спектакль, максимально сделала, чтобы показать любовную трагедию и величие Древнего Египта. Режиссер-постановщик Дмитрий Бертман высветил в спектакле то, что чувства более значимы, чем вся государственная машина. Главное – это  человек, его жизнь и право на счастье. В Евангелии перечислены самые сильные искушения, являющиеся камнем преткновения, то есть соблазном, - власть, богатство, слава. Возникает вопрос: могут ли власть предержащие на вершине Олимпа их побороть?.. Глядя в сегодняшнюю реальность, каждый сам может найти для себя ответ.

В фойе театра «Геликон-опера» проходит выставка «Сокровище Нила». Она приурочена к  премьере «Аиды». В экспозиции древнеегипетские памятники, копии египетских шедевров, открытки с образами Египта и героями  оперы «Аида». Эта выставка  - диалог времен и культур, который не иссякнет до скончания веков.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Ирина Шымчак

Яндекс.Метрика