Спектакль «Белые ночи Венеции» - российско-итальянский театральный проект, созданный при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, посвящен великому итальянскому режиссеру Лукино Висконти. И размышлениям об эфемерности любви, красоты, юности. Магия Санкт-Петербурга и Венеции вдохновила художника на создание двух шедевров – фильмов «Смерть Венеции» и «Белые ночи». Два великих произведений Томаса Манна и Федора  Михайловича Достоевского стали основой для данной постановки.

 

Повесть Достоевского прозвучала в исполнении итальянского артиста, а повесть Манна ожила в русском исполнении. Автор пьесы – Алина Гударева, режиссер - Лейла Абу-Аль-Кишек, поставившая три успешных спектакля в Театре им. Е.Вахтангова. Соавтором проекта стала телеведущая, художник Светлана Конеген. Действие спектакля проходит на фоне ее фотографий, погружающих зрителя в атмосферу двух городов. «Санкт-Петербург – город-фантом, город-призрак, он умеет безжалостно разбивать человеческие судьбы,  - говорит она. – Характер Венеции, безусловно, лукав. Она может обернуться к тебе лицом, яркой, манящей соблазном девой, а может показаться безнадежно увядшей старухой. Так она шутит».

О чем же пьеса «Белые ночи Венеции»? О превратностях любви, которой все возрасты покорны. Уже немолодой русский писатель (заслуженный артист России Владислав ДЕМЧЕНКО) и мечтатель, тоже не юноша (артист Марко ДИНЕЛЛИ), знакомятся на берегу венецианского залива и рассказывают друг другу о встречах с незнакомкой (актриса Сидни ВИЧИДОМИНИ), в которую влюбились с первого взгляда. Писатель восхищен красотой и грацией молодой девушки, за которой наблюдал на расстоянии. А мечтатель спасает свою незнакомку от самоубийства из-за того, что ее жених не пришел на свидание в назначенный день. Девушка ему понравилась, и он рассчитывает на продолжение. Встретившись в очередной раз, писатель и мечтатель поняли, что влюбились в одну и ту же незнакомку. Но они увидели ее совсем по-разному. Конец  истории оказался неожиданно счастливым для героини.

Томас МАНН понял: «…когда мы несчастны, мы сильнее чувствуем несчастье других; чувство не разбивается, а сосредоточивается»… «Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?» Федор ДОСТОЕВСКИЙ прозрел: «Ведь человек любит и почитает другого, покуда не способен судить о нем разумом. Так что любовная тоска проистекает всего лишь от нехватки знания».

По словам Владислава Демченко, автора проекта, зрителю может показаться, что именно эта женщина должна будет перевернуть их жизнь. Но это не совсем так: женщина дарит им опыт любви, которого у них никогда не было. Оба они для себя открывают, что любовь – чувство, которое находится внутри. И уже неважно, чем закончится история взаимоотношений с этой конкретной женщиной.

В сегодняшней сложной геополитической ситуации этот проект явился подтверждением того, что культура не имеет границ и является достоянием всего человечества. Культурные связи над барьерами, и они могут и должны в XXI веке стать площадкой для диалога между странами всего мира.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Владимир Орехов

Яндекс.Метрика