В Новом театре премьера - «Лубянский гример». Этот иммерсивный спектакль создала тройка режиссеров: Э. Бояков, В. Клементьев, Р. Сотириади, по мотивам рассказа Н.С. Лескова «Тупейный художник». Действие происходит в интерьерах особняка Салтыковых-Чертковых на Мясницкой улице, имеющего богатейшую историю, начиная с XYI века. В собственность семейства Черткова он перешел в 1831 году. Среди гостей хозяев усадьбы бывали Жуковский, Пушкин, Гоголь, Гиляровский и многие другие известные люди.

Во время спектакля зрители перемещались по анфиладным помещениям театра, видя, от скотного двора с живой козой и курами до изящной ванны для купания. Они становились участниками событий, происходящих в разных пространствах. Проникаясь атмосферой, каждый входил в роль и неотступно следовал за персонажами. Но основная часть пьесы проходила в обычном театральном зале. Стены усадьбы хранят многовековую память обо всех тех, кто здесь жил, гостевал или работал, как, например,  Лев Николаевич Толстой. В библиотеке Владимира Черткова он собирал материалы для работы над великим романом «Война мир». Там русский дух, напоминающий, что жизнь человека должна строиться по Евангельским заповедям. Самое главное - в мире, согласии, без оскорблений, тем более убийств. Сам Толстой, участвовавший в кавказской войне, был активным ее противником: «Война – это тупик», - подчеркивал он.

«Лубянский гример», написанный Зензиновым, это рассказ о любви крепостных - гримера Аркадия (артист Кирилл Клименко) и крепостной актрисы Любови Анисимовны (актриса Евдокия Германова).  Молодые люди совершают побег перед тем, как девушку после спектакля в образе невинной Цецилии  должны были доставить в покои графа (актер Эдуард Флеров). Влюбленные успевают обвенчаться у знакомого батюшки и провести первую брачную ночь. Наутро люди графа находят их и везут в поместье хозяина. Граф определяет Любу на скотный двор, а гримера отдает в солдаты с письмом, чтобы того отправили на войну, в горячие точки. Спустя время, приходит известие, что Аркадий погиб как герой на далекой войне то ли в Иране (за господство Российской империи в Закавказье и Прикаспии), то ли в Турции (за контроль Российской империи над Причерноморьем и Кавказом). Его привозят на родину и хоронят с почестями, полагающимися дворянину офицерского звания. Церемония производит впечатление на всех, в том числе графа. В результате Любовь Анисимовна (вдова Аркадия) становится дворянкой и от графа получает в подарок крепостной театр. На ее лице зритель видит смятение, переходящее в радость. Конец неожиданный, в духе О’Генри, но счастливый ли? Стоит заметить, что у Николая Лескова рассказ заканчивается иначе. Тупейный художник, вернувшийся с войны, был убит дворником ради 500 рублей, а Люба с горя пристрастилась к спиртному…  Этой историей писатель хотел призвать читателя к состраданию к подневольным людям, жившим в эпоху крепостного бесправия.

Приглашаю зрителей сего спектакля обратить внимание на изысканную программку к «Лубянскому гримеру», исполненную в дореволюционном стиле и несущую информацию: полезную (роли исполняют) и любопытную («Прекрасная Саконтала»).

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы театра

Яндекс.Метрика