Первой премьерой нового театрального сезона в Театре им. Евгения Вахтангова стал «Последний сон Уточки» Клавы Ильиной на Сцене «Студия». Спектакль заявлен как кукольная притча для семейного просмотра с детьми старше 12 лет. Режиссер Владислав Тутак дебютировал на сцене этого театра с участием стажеров. В пьесе использованы тексты из книги богослова, поэта, ученого, инженера о. Павла Флоренского «Иконостас»: «Сон – вот первая и простейшая, т.е. в смысле нашей привычки к нему, ступень жизни в невидимом (мире)…

Сон дает даже самым нечутким из нас предощущение, что есть и иное, кроме того, что мы склонны считать единственно жизнью. И мы знаем: на пороге сна и бодрствования, при прохождении промежуточной между ними области, этой границы их соприкосновения, душа наша обступается сновидениями».

Самая обыкновенная, наивная и глуповатая Уточка немало лет по утиным меркам прожила в лесу. Ничего другого она не хотела знать, весь мир был сосредоточен в нем. С годами она менялась физически, крылья слабели, летать уже почти не могла, но внутри ощущала себя такой же. И это понятно, потому что душа не имеет физического возраста. И вдруг, словно гром среди ясного неба, явилась Смерть, бледная, тощая, страшная. Уточка никогда прежде ее не видала. Трепет и страх она ощутила перед этой незваной гостьей, которая приказала ей собираться в дальнюю дорогу. Уточка не хотела покидать насиженное место и попросила Смерть не спешить, а отправиться вместе на любимый пруд, где она провела много приятных часов. Спустя время, она решилась спросить: «А что там будет со мной?» Смерть ответила, что ничего не знает о том, как устроен мир иной, ведь ее роль всегда находиться среди обитателей Земли.

Актеры и куклы на сцене дополняют друг друга и воспринимаются как единое целое. Костюмы, грим, освещение создают притягательную атмосферу ирреальности. Зритель с безотчетной опасливостью следует за персонажами и попадает в мир, заставляющий остановить поток суетливых каждодневных мыслей, которые уводят от главного – зачем, как и, наконец, ради чего ты живешь. «Memento mori» (лат. помни о смерти), приветствовали друг друга монахи ордена «Братья смерти», что означало: "Обернись, помни, что ты – человек!"

В советское время тема смерти была табуирована в искусстве, что ярко отражает строчка из знаменитой  песни «Гренада» на стихи Михаила Светлова: «Отряд не заметил потери бойца и песню допел до конца». Воинствующие атеисты пропагандировали на все лады, что религия – опиум для народа, а Бога нет. Удивительно мудрый ответ дал на суде в 1921 году святитель Лука Войно-Ясенецкий, хирург по профессии: «Бога я действительно не видел. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил». Спи спокойно, товарищ дорогой», - такой своеобразный эвфемизм звучал на официальном прощании с коммунистами. Нынешним поколениям всех возрастов уже доступна духовная литература поистине в неисчерпаемом объеме, из которой явствует: мир устроен намного интереснее и невероятно сложнее, нежели в материалистической интерпретации основоположников марксизма-ленинизма. Надо ли с детьми говорить о смерти? Каждый родитель выбирает сам. Но очевидно, что не получится скрыть или обойти молчанием то, что случается неизбежно в каждое мгновение земного бытия. Для Смерти не имеет значение жизнь ли Уточки или Человека.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы театра

Яндекс.Метрика