В Москве завершился XXIY Международный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик», проходивший с 5 по 12 декабря 2023 года. Свои дарования показали 48 участников из Болгарии, Великобритании, Германии, Казахстана, Китая, России, Узбекистана и Чили. Торжественное закрытие, по традиции, состоялось в Концертном зале имени П.И. Чайковского. Девять финалистов выступили с Симфоническим оркестром Московской филармонии. Члены жюри подвели итоги по трем специальностям.
На уютной Симоновской сцене Театра имени Евгения Вахтангова состоялись премьерные спектакли пьесы «Долги годы» Георгия Долмазяна, написанной режиссером под впечатлением от романа Джозефины Лоуренс «Годы тянутся так долго» и фильма «Уступи место завтрашнему дню». Главные герои – отец (заслуженный артист России Михаил Васьков) и мать (артистка Ольга Гаврилюк). Автор назвал супружескую чету «немолодыми Ромео и Джульеттой», потому что для них существование друг без друга немыслимо.
В Театре «МОСТ» (Московский открытый студенческий театр) случилась премьера веселая и жизнеутверждающая - «Скапен. Неаполитанская комедия» Жана-Батиста Мольера в авторской инсценировке Евгения Славутина. С яркой комедии Мольера «Версальский экспромт» он начинал свою карьеру в 70-х в качестве главного режиссера в Студенческом театре МГУ. К пьесе-фарсу «Проделки Скапена» режиссер возвратился во второй раз, спустя почти четверть века. Свое пристрастие к творчеству Мольера Евгений Иосифович объяснил так:
«Господу отдаю мою душу, тело мое – королю, сердце – прелестным дамам, честь – себе самому». Это старинный французский девиз, ему следовал герцог Лозэн, главный герой пьесы Марины Цветаевой «Фортуна», почти не имевшей сценической истории. И вот спустя чуть более 100 лет после ее написания в Театре Елены Камбуровой случилась премьера «Фортуны» в постановке Ивана Рябенко и Елизаветы Шаховой, выпускников Оперно-драматической студии Ивана Поповски. По их словам, эта пьеса – признание Цветаевой в любви к театру.
Авторский балет Кирилла Симонова по сказке Корнея Чуковского «Муха Цокотуха» на музыку Дмитрия Кабалевского родился на малой сцене Детского музыкального театра имени Наталии Сац. Всем известная Муха-Цокотуха обрела второе рождение, она подросла и пошла в школу. Спектакль получил название «Муха Цокотуха. Школьные годы». В этой школе обучались насекомые разные: стрекоза, богомолы, жуки и прочие. Было все хорошо до той поры, пока не объявился агрессивный Паук, сразу взявшийся преследовать Муху-Цокотуху.
В новом сезоне в Театре Геликон-Опера появилась интересная постановка для детей и их родителей, многие из которых, уткнувшись во всезнающие гаджеты, перестали читать книги вовсе. Новый спектакль имеет любопытную предысторию. Этим летом на Детском радио был объявлен конкурс для детей на лучшее название и афишу. Из множества талантливых работ победило название «Страна забытых сказок» 9-летней Мирославы Козловой из Вологды, а лучшую афишу прислала 7-летняя Варвара Шпотя из подмосковного города Долгопрудный.
«Меж двух огней» - премьерная антреприза с участием востребованных артистов российских телесериалов, показана недавно на малой сцене театра Терезы Дуровой в постановке режиссера Павла Урсула. Литературная основа - рассказы и воспоминания Надежды Тэффи и книга Михаила Чехова «Путь актера». Сюжеты и образы всех произведений затейливым образом переплетены между собой, да так, что трудно разобраться какой герой и откуда. Надежду Тэффи называли королевой юмора в дореволюционной России.
Театр Новая опера им. Е.В. Колобова открыл 33-й сезон премьерой «Летучего голландца» Ричарда Вагнера в постановке К. Богомолова. Это 3-я опера Вагнера, которая идет на сцене этого театра. Богомолов, известный любитель эпатажа, остался верен себе и в этот раз. Либретто композитора, основанное на народной легенде и новелле Генриха Гейне, он переписал, не оставив, что называется, камня на камне. В программке оно сохранено, и с ним желающие могут познакомиться для сравнения. Музыку Вагнера режиссер не тронул.
Приятное послевкусие оставляет премьера спектакля, объединившего оперы «Сын мандарина» Цезаря Кюи и «Соловей» Игоря Стравинского на Камерной сцене имени Покровского ГАБТ. Алексей Франдетти, режиссер-постановщик, рассказал, что для него все началось с «Соловья», но поскольку опера короткая, нужен был второй акт. Ему пришла в голову развлекательная опера «Сын мандарина», которая может уравновесить стилистически разную музыку Стравинского в трех актах, написанных с большим временным интервалом.
Томоми Орита – японская актриса, которая влюбилась в русский театр. Когда она увидела гастрольные спектакли русских театров в Японии, то ей показалось, что их актерское мастерство на высочайшем уровне. Впервые в Россию она приехала как туристка, и тогда каждый вечер ходила в театры, наслаждаясь разными спектаклями. В то время Томоми Орита работала на родине в японском театре. Вдруг приняла смелое решение поступить в ГИТИС, а получив театральное образование, осталась в полюбившейся Москве.