
В «Табакерке» снова премьера. На этот раз театр представляет пьесу современного французского драматурга Ясмины Реза «Разговоры после погребения» в переводе Елены Наумовой. Драматург – женщина, с экзотическим именем явно не французского происхождения. Ясмина родилась в Париже в 1958 году. Её отец – иранский еврей, мать – еврейка из Венгрии. Предки отца когда-то жили в России, но после 1917-го перебрались на Запад. Ясмина пошла поначалу по стопам матери-скрипачки: занималась музыкой, поступила, не без трудностей, в Парижскую консерваторию.

В театре «Школа современной пьесы» - искрометная премьера «Умер-шмумер, лишь бы был здоров» в постановке Иосифа Райфхельгауза. Название взято из старого еврейского анекдота. – Как дела у Мойши? – Он умер! - Умер-шмумер, лишь бы был здоров. - По словам Райхельгауза, еврейские анекдоты – феномен мировой культуры. Отличительная его черта – едкое и тонкое высмеивание человеческих слабостей. Жанр, придуманный народом, испытавшим на себе множество трагических событий, откровенно самоироничен.
В Большом театре первая премьера года – «Пиковая дама» Чайковского в постановке Римаса Туминаса, одного из самых успешных режиссеров, работающих в Москве. Это его второе обращение к Пушкину. Первое – «Евгений Онегин» в Театре Вахтангова, где он является художественный руководителем. Спектакль имеет колоссальный успех в России, Европе, Америке и Китае. О своей новой работе мэтр заявил: - Никакой концепции в моей постановке нет. Я бы хотел разодрать одежду на девушках, и чтобы они пустились в русский пляс.
Патриаршество в Русской Православной Церкви было упразднено Петром I в 1721 г. и восставлено после двухсотлетнего безглавия Всероссийским Поместным Собором 28 августа (по новому стилю) 1917 г. в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Через месяц после большевистского переворота 4 декабря состоялась интронизации Патриарха Тихона в Кремлевском Успенском соборе в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы. Именно к этому событию вековой давности было приурочено открытие очередного Архиерейского Собора РПЦ 29 ноября 2017 г.
12 февраля в Камерном зале Театра Российской Армии состоялся вечер памяти двух выдающихся знаковых актеров советской эпохи – Владимира Зельдина (1915-2016) и Нины Сазоновой (1917-2004). На сцене – фотографии, костюмы, личные вещи, создающие атмосферу незримого присутствия этих двух ушедших людей. Как подметила ведущая Ольга Богданова, народная артистка России, что хотя они и совсем разные, но их объединяет одна судьба – служение Театру Армии. Владимиру Михайловичу Зельдину славу принес фильм «Свинарка и пастух».

Одноактные балеты: «Забытая земля» Иржи Килиана, «Клетка» Джерома Роббинса и «Этюды» Харальда Ландера, – в одном спектакле представлены на Новой сцене Большого театра. Среди них - премьера балета «Забытая земля» на музыку «Симфонии-реквиема» Бенджамина Бриттена. В обращении к создателям спектакля Килиан написал: - Вы все проделали огромную работу, чтобы вдохнуть новую жизнь в балет «Забытая земля». В ваших руках сделать так, чтобы «Забытая земля» не осталась «забытой»...

Москва отметила 100-летие со дня рождения Андрея Гончарова (1918-2001) на трех площадках - в Театре им. Маяковского, Театре на Малой Бронной и ГИТИСе. Три адреса, неразрывно связанные с именем выдающегося режиссера и педагога. Его спектакли ("Дети Ванюшина", "Человек из Ламанчи", "Бег", "Леди Макбет Мценского уезда", "Трамвай "Желание" и др.) вызывали фурор. А сейчас стали легендами. Более тридцати лет творческой жизни Гончаров отдал Театру имени Владимира Маяковского. Театру повезло с историей. Она у него богатая.

31 октября в культурно-выставочном комплексе "Дом Пашкова" состоялась торжественная церемония празднования 500-летия Реформации. 500 лет назад католический монах Мартин Лютер, принадлежавший к ордену августинцев, прибил к двери Замковой церкви в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов с их новыми ценностными ориентирами. Так началась Реформация в Германии. Событие, во многом определившее пути развития мировой цивилизации. 31 октября в Дом Пашкова пришли известные и неизвестные церковные деятели, принадлежащие к разным конфессиям;
Мы уже привыкли, что большие праздничные представления фламенко всё чаще представляют собой полномасштабные балетные спектакли, а не отдельные танцевальные номера. Можно сказать, в последние годы возникла и успешно развивается оригинальная ветвь балета – балет фламенко. Тут свои законы, своя логика, своя особая – а точнее, национальная испанская – пластика, плохо поддающаяся имитации. Если в классическом балете, прежде всего, ценятся воздушность, легкость, небесность, то балет фламенко хочется назвать силовым. Здесь главное энергия, натиск, мощь, страсть.

Балет «Страсти по Матфею» И.С. Баха в постановке хореографа и христианина Джона Ноймайера впервые показали на сцене Государственного концертного зала имени П.И. Чайковского. Премьера в Москве приурочена к празднованию 500-летия Реформации, давшей миру импульсы развития в самых разных областях. Но споры по поводу этого спектакля не утихают без малого уже три десятилетия со дня премьеры на сцене Гамбургской оперы. Примечательно, что в 1981 году Ноймайер исполнял в собственном балете главную партию - Иисуса Христа.