В Государственном музее А.С. Пушкина открылась выставка "Москва... Как много в этом звуке... ", приуроченная к 870-летию со дня основания города. В первом приближении представлены те уголки первопрестольной, с которыми были связаны московские периоды жизни великого поэта. Посетителя ждет знакомство с графикой, живописью, фотографиями. А также с печатными и рукописными материалами пушкинской эпохи -  путеводителями, газетами, журналами, альманахами, письмами, автографами, подорожными.

Пресс-показ, состоявшийся 27 июля, начался с экскурсии, которую провела куратор выставки Оксана Онищенко. Она, в частности, сказала: - Москве очень повезло с Жераром Делабартом, которого в свое время пригласила Екатерина II. Французский живописец писал маслом и акварелью многочисленные виды города, древние памятники Кремля, в том числе и утраченные впоследствии. Он успел запечатлеть допожарную Москву. Такой, какой она была до нашествия Наполеона. Среди работ Делабарта особое внимание привлекают панорамы "Вид Кремля в Москве с Каменного моста" и "Вид Кремлевского строения и его окружностей в Москве". Кстати, в год рождения Пушкина появилась сюита из 12 гравюр, выполненная по оригиналам Делабарта. Среди них есть и гравюра с изображением дома Пашкова на Моховой. Художник делал акцент не только на общих планах дворца, но и на живописных деталях - фонарях, висячих гирляндах кованой ограды, прильнувших к ней горожан, их костюмах и распространенных в то время аксессуарах... Арбат, Пречистенка,  Тверская, Поварская, Старая Басманная, Большая Дмитровка, Мясницкая, Большая Молчановка, Кузнецкий мост - это еще не полный список адресов, связанных с именем гения. "Пушкин был родовой москвич", - писал его близкий друг, князь Петр Вяземский. Один из лучших пушкинских биографов Ариадна Тыркова-Вильямс так характеризует город детства поэта: "Пушкин родился в Москве, в Немецкой слободе, 26 мая 1799 года, на пороге двух столетий... Это была старая донаполеоновская Москва, не столько город, сколько огромная деревня, состоявшая из отдельных, больших и малых, помещичьих усадеб, обросших городскими домами".

А мемуаристка Елизавета Янькова, которая общалась с семьей Пушкиных, дала словесный портрет их сына: "Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый мальчик лет девяти или десяти, со смуглым личиком, не скажу, что слишком приглядным, но с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались". В 1811 году этот мальчик был принят в Царскосельский лицей. Тогда и закончился первый московский период его трагически короткой жизни. В течение десяти лет, с 1827 по 1837-й, великий поэт бывает в Москве наездами. И недолгое время проводит в родном городе как молодой семьянин. 18 февраля 1831 года он обвенчался с красавицей Натальей Гончаровой в храме Большое Вознесение у Никитских ворот. После церемонии они с женой приехали в дом Хитрово на Арбате (ныне д.53). Арбатская квартира состояла из пяти меблированных комнат и антресолей. "Пушкин хорошо обставил свою первую квартиру, - пишет А.Тыркова-Вильямс, - даже оклеил ее обоями, что тогда считалось редкостью и роскошью. Прожил в ней три месяца и потащил всю обстановку в Царское". На выставке можно увидеть часть Арбата того времени, запечатленного на акварели художника-любителя В.Нечаева. Акварель Ф.Алексеева "Вид на Страстную площадь в Москве" показывает, как выглядела Тверская, одна из главных улиц города. В перспективе видны стены и надвратная колокольня женского Страстного монастыря. С великолепным творением архитектора О.Бове, изображенным на литографии "Театральная площадь. Вид от Большого театра в сторону Китай-города", связан такой яркий эпизод в биографии поэта. Когда 12 сентября 1826 года Александр Сергеевич, только что вернувшийся из деревенской ссылки, посетил Большой театр (давали историческую комедию), о представлении на некоторое  время все забыли. Современница вспоминает: "Мгновенно разнеслась по зале весть, что Пушкин в театре; имя его повторялось в каком-то общем гуле; все лица, все бинокли обращены были на одного человека, стоявшего между рядами и окруженного большою толпою". Очень насыщенная экспозиция демонстрирует гравюры и литографии ХVIII- ХIХ вв. из собрания Государственного музея А.С.Пушкина, авторами которых являются Жерар Делабарт, Огюст Кадоль, Луи Арну, Филипп Бенуа, Луи Бишебуа. Москва концаХIХ- начала ХХ вв. запечатлена на экспонатах, предоставленных Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры им. А.В.Щусева. Это художественные фотографии Э.В.Готье-Дюфайе, И.Ф.Барщевского и других мастеров.

Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова-Никабадзе

Выставка работает с 27 июля по 24 сентября 2017 г.

Яндекс.Метрика