В выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы Московского Кремля открылась выставка "За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX- начала XX века из коллекции профессора Халили". Эти уникальные шедевры показываются в России впервые. В Москву прилетел и сам всемирно известный ученый, доктор философии, коллекционер и меценат. Начиная с 1970 года, он собрал восемь коллекций, снискавших в своем сегменте славу лучших из лучших в мире.

Выставка представляет шедевры эпохи Мэйдзи (1868-1912), начавшейся с прихода к власти императора Муцухито. Это событие открыло новую эру в истории страны, уходившей от феодального наследия и самоизоляции. Ее девизом стало: "Японский дух и западные знания". Был взят курс на новые технологии, новые рынки уже в международном масштабе при уважительном отношении к собственным достижениям и безусловном сохранении национальной самобытности. Кстати, "Мэйдзи" дословно означает "просвещенное правление"

- Я счастлив и горд тем, что смог обратить внимание всего мира на замечательное искусство Мэйдзи, - признался профессор Нассер Дэвид Халили. Выступая перед журналистами на пресс-показе, он высоко оценил вклад российских музейщиков в организацию выставки и создание отличного каталога - Елены Гагариной, Екатерины Караваевой, Светланы Амелехиной, Федору Панфилову.

- Из постоянно пополняющейся коллекции профессора Халили было выбрано около ста поистине бесценных произведений, большую часть из которых составляют декоративные предметы убранства интерьеров, - сказала  генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина. - Не менее значимы и никогда ранее не демонстрировавшиеся широкой публике роскошные кимоно. Завораживающая красота этих традиционных облачений оказала влияние на многие поколения художников и модельеров в разных странах.

 

 

Большинство из экспонатов создавались для членов императорской фамилии или выполнялись по заказу крупных торговых компаний. На европейском и американском рынках особенно ценились произведения с элементами перегородчатой эмали (как ни странно, но в самой Японии повышенным спросом они не пользовались). Посетителей выставки встречают две бронзовые статуи воинов-самураев в парчовых одеждах и хорошо вооруженных. Как известно, это легендарное сословие было фактически упразднено в 1876 году, когда его представителям запретили носить мечи. Далее следуют изысканные изделия, украшавшие быт. Парные вазы, курильницы, экраны, подносы, шкатулки. Декоративные композиции, называвшиеся "окимоно", т.е. "то, что ставят". Их не использовали, ими просто любовались. Один из таких предметов выполнен в востребованном в 1900-х стиле ар нуво. Из бронзы, серебра, золота, сплава сибуити возникло нечто вроде прихотливых волн, в которых привольно резвиться двум карпам.

Присущее японцам преклонение перед природой проявляется постоянно. На каждом экспонате будто лежит отблеск светоносного райского сада Эдема. На вазах - изображения сакур и сливовых деревьев, ирисов и хризантем, ярких пионов и белоснежных лилий. А еще цапли на ветвях ивы, филин в ночи, дикие утки среди зимних трав. На подносе - цветущие вишни и тонущие в тумане холмы. В центральной части дорогого блюда - фигурка мальчика, ловящего стрекозу. Фантастической красоты секретер (около 1873, мастер Отакэ Норикуни) украшен рельефными изображениями  драконов, обезьян, , насекомых, змей, птиц и еще каких-то невиданных существ.Что уж говорить об узорах на кимоно, выполненных в технике батика. Они подчас даже называются, как картины или стихотворения: "Парящие свитки", "Птица хоо и павловнии","Журавли и сосны у кромки воды", "Пейзаж с соснами, сливой, бамбуком, журавлями и крытыми соломой хижинами на берегу". Кимоно эпох Эдо и Мэйдзи, предназначавшиеся для мужчин, женщин, детей и даже младенцев, сшиты из узорчатого шелка ручной работы и привозных тканей (особенно котировался хлопок из Индии). Их украшают вышивки шелком и металлическими нитями. Элементами хлопчатобумажных одеяний нередко становились росписи по трафарету. Так, "косяки рыб" на летнем женском кимоно в жару давали ощущение свежести. Будто в лицо брызнули прохладной водой...

Лариса Ровнянская

Выставка работает до 01.10.2017

Яндекс.Метрика