Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась выставка "Москва 1957 в фотографиях Леонара Джанадды. Взгляд молодого швейцарца". Эту выставку музей приурочил к юбилею VI Международного фестиваля молодежи и студентов, проходившего в столице шестьдесят лет назад.  Джанадда приезжал  в составе официальной делегации Швейцарии в качестве корреспондента издания "LIllustre". Он был в самом начале своего блестящего, судя по всему, профессионального пути, но жизнь неожиданно сделала крутой вираж.

1 августа 1957 года отмечался День Швейцарской Конфедерации. В посольстве Швейцарии в Москве устроили торжественный прием и пригласили высоких гостей,  в том числе и председателя Совета министров СССР Николая Булганина.  Был на приеме и председатель Правительства Венгрии Янош Кадар. Он попал в кадр, сделанный Леонаром, с швейцарским значком на груди (который, кстати, ему тут же, в посольстве, подарили в честь праздника). Но последствия оказались роковыми для начинающего фоторепортера.  На Западе такой снимок главы социалистического государства расценили как провокацию Москвы.  Заодно ни одно фестивальное фото не было опубликовано, "LIllustre" показательно дистанцировалось от ситуации. Пришлось вообще сменить род деятельности, а плоды своего труда убрать в стол.

После драматичного расставания с фотожурналистикой Леонар Джанадда посвятил себя инженерному делу.  И состоялся не только как профессионал на данном поприще, но и как коллекционер и меценат. Сегодня он возглавляет один из крупнейших художественных фондов Швейцарии - Фонд Пьера Джанадды (назван в честь погибшего брата).  Среди уже осуществленных  проектов - выставки произведений Василия Кандинского и Марка Шагала, шедевров русской иконописи. В 2006 году Леонар Джанадда был награжден Орденом Дружбы за вклад в укрепление российско-швейцарского сотрудничества в области культуры. Есть у него также государственные награды Италии и Франции. Настоящий гражданин мира.

14 сентября он лично присутствовал на открытии выставки. - Это так волнующе, - сказал он, - снова оказаться в Москве. Я очень благодарен Ирине Антоновой. Помню, как она сказала, что мои фотографии - это свидетельства эпохи и их надо показывать широкой публике. А ведь несколько десятилетий  они лежали у меня в столе. Я о них практически забыл,  и даже мои дети  их не видели.

Президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Ирина Антонова продолжила тему:- Время, увековеченное на этих фотографиях, было, наверное, лучшим  в моей судьбе. Такой поток радости, счастья сопровождал всех нас. Начало оттепели. Казалось, все изменится. Что-то действительно поменялось, а что-то нет... Одно из самых светлых впечатлений той поры - Леонар Джанадда. Посмотрите на лица людей, которых он запечатлел на пленке. На них прочитывается все:  интерес к происходящему, энергия, надежды. Это невозможно сыграть. Я считаю работы нашего гостя образцами художественной фотографии. Глубокое содержание и высочайшее качество.

 Экспозиция представляет свыше 100 фотографий 22-летнего в то время мастера.  На нескольких  запечатлен он сам (фактурность господин Джанадда сохранил до нынешних зрелых лет). Лица, ракурсы, какие-то детали, композиция - все выхвачено из "живой жизни". Ничего не срежиссировано, не выверено по линейке. Неиссякаемым источником вдохновения стало метро. Столько разных людей, образующих, казалось бы, безликую толпу и в то же время несущих печать индивидуальности. Запоминается  девочка на эскалаторе,  крепко прижимающая к себе куклу. Этот снимок куратор выставки, искусствовед  Екатерина Селезнева отметила особо: "Он возвращает память детства. Во время фестиваля я была четырехлетним ребенком. И у меня имелся похожий пупс, которого я всюду носила с собой".

Конечно же, фотообъектив запечатлел немало молодых людей, чей праздник, собственно, и отмечала Москва. 34 тысячи гостей со всех континентов прибыли в нашу столицу. Естественно, фоторепортера-иностранца  прежде всего интересовала принимающая сторона. Университетская публика, студенты. Милиционеры, военные, рабочие. В общем, парни из нашего двора. Милые девушки в светлых платьях.  По свидетельствам очевидцев, на фестивале витала атмосфера влюбленности. Есть  фотозарисовки, повествующие о вспыхнувшем чувстве. Власть относилась к интернациональным романам неодобрительно, но поставить непреодолимые барьеры не удавалось. Ночи напролет танцы, песни, прогулки, свидания.

Среди фоторабот  - показ французской моды в ГУМе. Симптоматична реакция зрительниц, попавших на эксклюзивное мероприятие. У одних - тяжелое недоумение: прилетели инопланетяне и показывают что-то, не имеющее к нашей понятной жизни никакого отношения. У других, и таких больше, напряженное внимание. Наверняка с чисто женской сметкой прикидывали, как бы сшить подобные наряды, исходя из крайне ограниченных возможностей. И шили, и выглядели!

Начинающий журналист обращается и к тем, кто уже почти прожил жизнь в этой далекой, с трудной судьбой, в общем-то  экзотической для него стране. В фокус его внимания в первую очередь попадают женщины. Авантажная старая дама, что называется, из бывших. Шляпка, очки, туфли на каблуках, трость... Очередь в овощной ларек, в основном бабушки в платочках. Чувствуется, что все уже сто лет знают друг друга. Матери семейств  в типичном московском дворе пятидесятых набирают из колонки воду.  Надо прибраться, приготовить обед. Две уборщицы отставили в сторону ведра и метелки. Устали, присели отдохнуть. А  у этой дружной бригады тоже перерыв, рабочий полдник. В "кадре" - увесистые бублики и бутылки с молоком.

- Открывшаяся выставка и приезд к нам Леонара Джанадды -  одно из самых удивительных событий последнего времени  в нашей музейной жизни, - подвела итог директор Всероссийскогомузея декоративно-прикладного и народного искусства Елена Титова. - В проекте отражен масштаб личности автора экспозиции, отношение этого незаурядного человека  к другим людям, обществу и миру.

Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова-Никкбадзе

Выставка "Москва 1957 в фотографиях Леонара Джанадды. Взгляд молодого швейцарца" продлится до 2 октября 2017 года.

Яндекс.Метрика