Борис Кустодиев появился на свет в один из дней Масленицы 7 марта 1878 года, быть может, поэтому всегда обожал блины. Искусствоведы уверяют, что после созерцания его картин угодникам дамским хочется водки ледяной, блинов с икрой и тесного общения с пышнотелыми красавицами. Эстет Александр Бенуа писал: «Счастливый, щедрый, праздничный талант! Настоящий Кустодиев – это русский посад и русское село с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». Необходимо заметить, что писал художник свои шедевры прикованным к инвалидному креслу. 

Из 49 отпущенных ему лет тридцать он провел в инвалидной коляске. Порою чувствовал адские боли. «Знаете, что меня больше всего удивляет? - сказал ему Максим Горький. - Судьба окрасила вашу жизнь в холодные, можно сказать мрачные тона. А ваши картины, наоборот, до краев наполнены солнцем и радостью». Известно, что Кустодиев писал только с натуры. К примеру, работая над портретом Шаляпина, он заставлял мировую знаменитость надевать тяжелую шубу и меховую шапку. Тот изнывал от жары в мастерской, но терпел. В результате получился великолепный портрет, с которым певец не расставался до самой смерти.

К радости почитателей художника в Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась монографическая выставка «Борис Кустодиев. Живопись. Графика. Театр», разместившаяся в трех залах. Экспозиция объединила 188 работ из 25 собраний крупнейших музеев России и Белоруссии. В том числе знаменитые полотна: «Масленица», «Портрет Ф.М. Шаляпина», «Купчиха за чаем», «Русская Венера». Последнюю сравнивают с «Рождением Венеры» Боттичелли. Но сам художник заявлял: «Их Венера, Афродита, родилась из дикой пены морской, а наша из чистой, здоровой, банной пены». Для полотна «Русская Венера» художнику позировала 20-летняя дочь Ирина. Он не любил, когда его сравнивали с западными художниками, особенно с Рубенсом, считая, что у того «много мяса». Хотя подчеркивал, что его худые женщины на творчество не вдохновляют. Очевидно, что сходство просматривается, а отрицание, скорее всего, свидетельствует о желании Б.М. Кустодиева подчеркнуть русскую самобытность, не связанную с европейскими живописцами. Но Венера, именем которой названа картина, – порождение Рима, которую отождествляют с богиней любви и плодородия Афродитой, персонажем древнегреческой мифологии.

Самое известное полотно художника «Купчиха за чаем» было написано в 1918 году, когда советская власть отменила купцов как сословие, разрушив мир, в котором он жил. Позировала ему не купчиха, а друг семьи баронесса Галина Адеракс. Работал над картиной Кустодиев дома, в небольшой комнате. Однако на фоне купчихи видны одноглавый храм с куполом, гостиный двор – все эти архитектурные элементы он изобразил по памяти.

На выставке впервые широкой публике представится возможность увидеть эскиз занавеса Бориса Кустодиева к спектаклю «Блоха» (инсценировка Замятина по рассказу Н. Лескова «О тульском косом Левше и о стальной блохе»), поставленного в БДТ в 1929 году. Также доступна трансляция рисунков художника для этого спектакля.

Светлана Телятникова-Никабадхе, фото Юрий Покровский

Яндекс.Метрика