Дом-музей Льва Толстого в Хамовниках открылся после реставрации. Те, кто бывал там прежде, непременно отметят, что усадьба преобразилась, засияла новыми красками, благодаря искусной работе реставраторов, которые, по словам В.И. Толстого, директора музея, не жалея ни сил, ни времени, старались закончить свою работу к новому году. Лев Толстой купил эту усадьбу в 1882 году по совету друга, графа Олсуфьева, проживавшего в соседнем доме. Льву Николаевичу понравилась идея: ходить в гости из сада в сад.

                                                                 

Как писала супруга Толстого, Софья Андреевна, писателя привлекла возможность жить в большом шумном городе, словно в загородной усадьбе – в деревянном доме, окруженным большим садом. К тому же дети Толстых подросли, старший Сергей поступил в Московский университет, подростков Илью и Андрея нужно было устраивать в гимназию, а 17-летнюю дочку Татьяну – вывозить в свет. Поэтому Толстые переехали в Москву, а в Ясной Поляне проводили теплое время года. Семья Льва Николаевича прожила в Хамовниках около 20 лет.

Первыми гостями хамовнической усадьбы после реставрации стали представители СМИ, которых, как самых дорогих гостей, встретил потомок хозяина - Владимир Ильич Толстой. В доме звучала музыка, специально подобранная из любимых произведений всей семьи. В свое время многие почитатели творчества писателя ждали приезда Толстых в Москву, чтобы побывать в гостях у всемирно известного кумира. Каждая из 16 комнат уводит в те далекие времена, когда дом был полон детьми. В детской сохранились любимые игрушки, железные кровати. Под стеклом картина – подарок маме на Рождество от любимого сына Ванечки. Ему не было и 7 лет, когда он ушел ангелом на Небеса. Словно предчувствуя свой уход, мальчик как-то спросил у мамы, правда ли, что дети, умершие до 7 лет, становятся ангелами?!..  Семья очень тяжело переживала уход необыкновенного Ванечки.

                                                   

В доме кругом чувствуется рука и вкус хозяйки. Порядок повсюду, а в виде ковриков и покрывал оригинальные изделия, сотворенные ее руками. У Толстых существовал особенный распорядок дня, которому следовали все члены семьи. Утро начиналось с чашки кофе, писательства Л.Н. , рукоделия С.А. (на 2-м этаже можно увидеть рождественскую елку с ее авторскими игрушками), у детей в это время были свои обязанности в зависимости от возраста. Оригинальную вещь придумала старшая дочь Татьяна: она брала у гостей росписи, а потом вышивала их на скатерти. Тут были росписи, пожалуй, всех или почти всех известных российских современников, которые считали Толстого лучом света. Завтрак подавали в 13.00, ужин – в 18.00. Софья Андреевна была не только матерью 13 детей, но и главной помощницей для мужа. Через ее руки прошли все рукописи великого писателя, некоторые из которых она терпеливо переписывала по много раз. Вместе с тем она находила время и силы для светской жизни, выезжая на балы вместе с дочерьми. 

После интереснейшей экскурсии по дому Толстых мы были приглашены в небольшой  одноэтажный домик, находящийся поблизости, где при свечах со сладким угощением, продолжил рассказ о своих предках Владимир Ильич. Оказывается, любимой семейной игрой, которой коротали вечера Толстые, был винт. Примечатеельно, что традиция сохранилась у потомков и поныне. Про винт можно найти у Чехова, Леонида Андреева. «Игра для любителей умственной игры, не простого картобросания, а для тек, кто далеко и очень далеко не дурак». Лев Толстой сшил сапоги не только для себя и своей семьи, но и для Фета, который гордился этим. За них тот заплатил «сапожнику» 6 рублей. В 1895 году в 67 лет Толстой научился кататься на велосипеде, его можно увидеть в музее рядом с сапогами. В садике перед окнами заливали каток, где катались на коньках родители и дети.

Проживая в московской усадьбе, Лев Толстой написал порядка ста произведений, включая роман «Воскресение», повести «Крейцерова соната», «Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий», а также философские и публицистические статьи. Этот уютный дом посещали А.Горький, В.Короленко, А.Чехов, И.Репин, А.Скрябин, В.Серов, С.Рахманинов, Ф.Шаляпин.

В дни празднования Рождества нельзя обойти тему веры в жизни писателя. О вере в Бога Толстой написал, что лишь до 14 лет имел веру, а далее – потерял ее и обрел пустоту. Это утверждение навлекло на голову Льва Николаевича множество резких высказываний со всех сторон. Самым точным кажется замечание по этому вопросу отца Александра Меня, который написал, что вера у Толстого не исчезла, но стала туманной и расплывчатой. Она была похожа на веру деизма. Согласно деизму Бог создает человека и выбрасывает его в мир, в котором человек выживает дальше сам, без Бога. Тем не менее, случилось так, что перед смертью Лев Толстой ехал к родной сестре Марии в шамординский монастырь, любимом детище великого старца, преподобного Амвросия Оптинского.

Публикацию подготовили Светлана Телятникова-Никабадзе, Ильвира Ханова 

Яндекс.Метрика