В постоянную экспозицию Третьяковки после реставрации вернулась самая многострадальная картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», написанная Ильей Репиным в 1885 году. Вандалы нападали на этот шедевр дважды – в 1913 и 2018 гг. Последнее нападение вывело картину надолго из строя. Безработный Игорь Подпорин, нанес по картине несколько ударов металлической стойкой ограждения. Стекло разбилось в трех местах.
А холст был прорван его осколками. Вандализму Подпорина предшествовало нападение 105-летней давности. Тогда иконописец Абрам Балашов ударил по полотну три раза ножом. Картину удалось восстановить за несколько месяцев, поскольку работал над ней сам автор.
После реставрации работа Ильи Репина не просто возвращена в экспозицию и чувствует себя хорошо, по оценкам специалистов, ее «сопровождает» подробнейшая история создания. На стенах зала размещены эскизы художника с описаниями и архивными материалами, хранившимися в музее. Всеобщее внимание привлекает инсталляция художницы Дианы Мачулиной «Пиетет» (2024) – накрытое белым полотном реставрационной кресло, изготовленное специально для этих работ. Все это помогает понять, как и почему художник пришел к такой трактовке одного из самых спорных сюжетов в отечественной истории.
Картина была центральным событием выставки Товарищества передвижников, открывшейся в 1885 году в Санкт-Петербурге. Чтобы увидеть картину, зритель должен был пройти через анфиладу залов Юсуповского дворца на Невском проспекте, чтобы попасть в самый дальний, драпированный черным коленкором. Из глубины царского покоя были видны две сплетенные фигуры - отца и сына. Жестокая драма разыгралась на глазах зрителей, которые оказывались свидетелями страшного события – отец в припадке гнева бросил в сына Ивана жезл, убивший наследника русского трона. На страшно исказившемся лице Ивана Грозного вместе с тем читается сложная гамма чувств - отчаяние, испуг и надежда остановить льющуюся на ковер кровь, чтобы вернуть умирающего сына-наследника к жизни.
По оценке психологов, особое воздействие «тревожных» картин на неуравновешенных людей можно сравнить с влиянием фильмов про маньяков: всегда есть вероятность, что увиденное станет пособием к действию. В случае картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» дополнительным триггером выступила сама фигура царя. К примеру, иконописец Абрам Балашов набросился на полотно с криком «Довольно крови!». Сохранилось удивительное предсказание юродивого или пророка Василия Немчина (XY век): «Будет государь-упырь, кровопийца, у которого начало будет как у великого воина, а окончание плачевно – как у одержимого бесом. Его именем будут совершаться многие дерзости и казни».
Реставрация картины заняла четыре года. Она осуществлялась на средства, выделенные Сбербанком. Для того, чтобы восстановить полотно в Третьяковке была создана специальная мастерская и гигантский роботизированный реставрационный стол, который впечатляет своими поистине удивительными возможностями.
Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Светлана Яковлева