10 декабря в доме Нащокина, где бывал А.С.Пушкин, «Фонд помощи отечественному искусству» открыл выставку «Гармония цвета», на которой были представлены работы Антонины Никифоровой, Екатерины Серебряковой и Натальи Субботиной. Во вступительном слове О.Н. Адамишина из рода Серебрековы-Бенуа-Лансере, президент фонда, отметила, что 140 лет назад в этот день родилась Зинаида Серебрякова, первая русская женщина-художник, признанная профессионалом наравне с представителями мужского пола.
О драматической судьбе Зинаиды Серебряковой хочется напомнить в ее юбилейный год. Безоблачное детство она провела в имении "Нескучное" под Белгородом, в одной из наиболее прославленных в искусстве семей Бенуа-Лансаре. Ее дедушка, Николай Бенуа, был архитектором, отец Евгений Лансаре – скульптором анималистом, а мама Екатерина Николаевна, дочь архитектора Николая Бенуа в молодости была художником-графиком. Про талантливый род Бенуа-Лансаре друзья шутили, что дети там рождаются с карандашом в руках. Замуж Зинаида вышла за своего кузена Бориса Анатольевича Лансере. Из-за близкой степени родства у них возникли проблемы с венчанием в церкви, но, в конце концов, после нескольких категорических отказов, им удалось найти священника, который согласился провести обряд за 300 рублей, что было очень много, поскольку составляло примерно годовое жалование полицейского.
Однажды зимой, когда выйти из дома было невозможно из-за сугробов, двадцатипятилетняя Зинаида начала рисовать себя в зеркале… И получился изумительный автопортрет «За туалетом» (1909), который сразу же приобрела Третьяковская галерея. Вот так неожиданно для себя Зинаида Серебрякова стала известной в среде художников и у широкой публики. Александр Бенуа отзывался о работах своей племянницы: «Автопортрет Серебряковой, несомненно, самая радостная вещь… Здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное».
Это были самые счастливые годы в ее жизни. Любящий муж и четверо прекрасных детей –ангелочков. А потом началась первая мировая война, за ней грянул октябрьский переворот. Семья переезжает в Харьков, где муж заражается тифом и умирает. Отчаяние накрыло с головой... Тем не менее, 36-летняя вдова Зинаида Евгеньевна начала новую жизнь в Петрограде, став единственным кормильцем для своей семьи. Но денег катастрофически не хватает даже на самое, что не есть необходимое. Семья живет впроголодь. И тогда она решает ехать во Францию, где живет дядя Александр Бенуа, который учил ее рисовать в детстве. Как раз в 1924 году ее приглашают в Париж для выполнения декоративного панно. Предполагала она, что уезжает на время, но судьба распорядилась иначе. Навсегда!
Через год с помощью дяди Зинаида добилась выезда в Париж своих младших детей - сына Александра и дочери Екатерины. А вот оставшихся двух, страшно даже представить, она увидела лишь через 36 лет. Советская власть закрыла выезд за границу для своих граждан. Исключения случались не однажды, но семья Серебряковой неизменно получала отказ.
В 1928-м, а затем 1932 году Зинаида Серебрякова совершила путешествия по Марокко при поддержке барона Ж.А. Броуэра, любителя искусств. Страна произвела на нее неизгладимое впечатление: «Здесь собраны все расы человеческие – негры, арабы, евреи (совсем библейские) и т.д.». Марокканские серии вошли в сокровищницу европейского искусства, и являются неотъемлемой частью ориентализма 19-20 веков.
До начала второй мировой войны Зинаида Евгеньевна оставалась гражданкой СССР, но с началом нападения Германии на СССР ей пришлось получить нансеновский паспорт – паспорт беженца. Лишившись советского гражданства, она лишилась возможности даже переписки с родными. Казалось, что непроницаемая стена между ней и детьми, живущими с бабушкой, дотянулась до небес.
Старшую дочь Татьяну, ставшую художником во МХАТе, она увидела в 1960 году, когда та в хрущевскую оттепель получила разрешение навестить мать. А через пять лет Татьяна организовала выставки своей мамы в Москве и Ленинграде. Успех был ошеломляющий! Зинаиде Евгеньевне предлагали вернуться в СССР, но она была пожилым человеком, которому уже поздно что-то менять в своей жизни. Она скончалась в 1967 году в возрасте 82 лет и похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем, где покоятся многие знаменитые русские соотечественники.
На выставке «Гармония цвета» можно познакомиться с картинами правнучки Екатерины Серебряковой. В них – множество прекрасных цветов (единственных отголосков рая на Земле), которые отражают внутреннее состояние художницы. Екатерина гордится своими талантливыми предками и ощущает радость внутри себя, что есть самое важное в нашей жизни.
Выставка продлится до 20 декабря
Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора