Выставка в Новой Третьяковке на Крымском валу «Дягилев. Генеральная репетиция» приурочена к 150-летию со дня рождения Сергея Павловича Дягилева, известного русского театрального и художественного деятеля. Одного из основателей группы «Мир искусства», организатора «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева». На выставке представлено около 330 экспонатов. Среди них – сценические костюмы, графические произведения, афиши, архивные фотографии, книги и видеозаписи.

 

В экспозиции прослежены ключевые этапы деятельности «Русского балета Сергея Дягилева», выросшего из «Русских сезонов» и функционировавшего на протяжении 20 сезонов. «Русские балеты…» произвели настоящую революцию в театральной сфере, их танцовщики и хореографы создали балет XX века, а художники определили принципы оформления спектаклей, актуальных и сегодня. К примеру, в 1916 году Сергей Дягилев в компании художников Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой совершили поездку по Испании. Эта страна настолько поразила Сергея Дягилева своей танцевальной культурой, что он тут же загорелся идеей постановки испанских балетов, в основе которых были бы национальные танцы. Сочинение хореографии было поручено Леониду Мясину, оформление Наталии Гончаровой. Мясин даже начал брать уроки фламенко. В труппу был приглашен исполнитель фламенко Феликс Фернандес. Предполагалось, что испанцы примут участие в самих постановках. Однако замысел не был реализован, поскольку испанские танцовщики, привыкшие импровизировать, не могли раз за разом повторять выстроенный хореографом рисунок танца. Сохранившиеся эскизы Гончаровой к балетам «Испания» и «Триана», которые представлены на выставке, позволяют представить замысел этих балетов, их визуальный образ. Гончарова стремилась передать национальные типажи и характер испанского танца. Одной из основных задач для Сергея Дягилева была популяризация русского искусства на Западе. Не менее важно было и включение русского искусства в общеевропейский художественный процесс. В то время в Европе представление о культурном наследии России было весьма туманным. Образованному европейцу были известны имена русских писателей: Льва Толстого, Федора Достоевского, Ивана Тургенева, кто-то слышал музыку Михаила Глинки, кто-то видел картины Василия Верещагина. И вот Сергей Павлович решил сломать эту стену неведения.

По словам Зельфиры Трегуловой, генерального директора Третьяковки, галерея обладает одной из самых значительных в мире коллекций, связанной с «Русским балетом Сергея Дягилева». В 1989 году из Франции Третьяковская галерея получила уникальное собрание произведений Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, переданное по завещанию его второй жены – Александры Ларионовой-Томилиной. Вместе с живописными и графическими работами в музей поступили архив, библиотека и огромная личная коллекция Ларионова. Из этой коллекции в экспозиции представлены эскизы костюмов и декорация, аутентичные фотографии балетных спектаклей и репетиций, портреты хореографов - Леонида Мясина, Сержа Лифаря, Михаила Фокина и знаменитых этуалей (фр. «звезды») Тамары Карсавиной, Ольги Спесивцевой, Анны Павловой и других.

Выставку сопровождает обширная образовательная программа, а также издание «Дягилев. Генеральная репетиция» - своеобразный путеводитель по одноименной экспозиции.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Владимир Орехов

 

Выставка продлится до 5 февраля 2023 года

Яндекс.Метрика