В 2022 году Исторический музей отметит свой 150-й день рождения. В феврале 1872 года император Александр II подписал указ о его строительстве. Победителями конкурса на лучший проект здания стали архитекторы Владимир Шервуд и Анатолий Семенов. К юбилейной дате приурочена открывшаяся в Историческом музее выставка «Придворный костюм середины XIX– начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа». Выставка продлится в Выставочном комплексе музея до 16 июля 2021 года.

«Это - подарок одного братского музея другому. Эрмитаж и Исторический музей – главные хранители национальной памяти, дополняющие друг друга экспонатами и различием способов представления истории русской государственности и культуры», - отметил Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.

По словам директора ГИМ Алексея Левыкина, эта выставка особое событие в жизни Исторического музея. В символическом смысле она сможет рассказать посетителям о первом визите Александра III и Марии Федоровны в музей во время коронационных торжеств 1883 года. Как известно, 27 мая 1883 года в 15 часов император и императрица вошли с Красной площади через парадный вход в Императорский Российский Исторический музей, став первыми его посетителями. Осмотрев музей за 45 минут, посетив все его одиннадцать залов, они прошли через другую дверь музея на молитву в часовню Иверской Иконы Божией матери.

Основной раздел выставки посвящен жизни императорской семьи Александра III и Марии Федоровны. Император Александр III, в отличие от супруги, не любил светскую жизнь и предпочитал носить военные мундиры. Правда, можно увидеть его большого размера халат, специально сшитый для первой брачной ночи. Мария Федоровна была законодательницей мод среди дам высшего света. Каждый ее наряд восхищает роскошью ткани и мастерством исполнения в ателье Парижа и Санкт-Петербурга, Лондона, Варшавы и Москвы. Обращает на себя внимание портрет императрицы, написанный Иваном Крамским. Вначале 1880-х годов он считался крупнейшим русским портретистом. Но даже в такой официальной картине художник остается верен себе. Он создал обаятельный образ молодой императрицы без тени лести и идеализации.

В экспозиции представлено 47 костюмов, среди них - повседневные, мундиры, утренние и вечерние платья. Помимо императорских одежд посетители экспозиции смогут увидеть парадные и бальные наряды княгини Зинаиды Юсуповой и других дам аристократических фамилий. Четыре костюма не имеют хозяев, хотя некоторые, что поражает, сохранили на подкладках имена своих владельцев. Завершает выставку свадебное платье княгини Александры Федоровны. Ее бракосочетание с императором Николаем II состоялось 14 (26) ноября 1894 года в день рождения вдовствующей императрицы Марии Федоровны.  Это был единственный день в году, когда она могла себе позволить ослабить глубокий «черный» траур по Александру III до «белого». Мария Федоровна на свадьбе сына была в платье из белого крепа – традиционной ткани для траурного костюма.

Созерцание роскошных туалетов и аксессуаров российской знати невольно наводит на мысль о пропасти, которая отделяла аристократию от нищего и необразованного народа. Ведь эти два параллельных мира породили в итоге трагедию - революцию 1917-го и гражданскую войну. Последние стали первыми не в Царстве Божьем, как сказано в Евангелие, а в нашем земном отечестве.  Вопрос: «Почему  же дворяне не пытались улучшить жизнь народа?» Один из бывших ответил: «Я не знал, что люди так бедно живут. Я вращался в другом мире – балы, выпуски офицеров, званые обеды во дворце». И вот и поныне мы пожинаем плоды тех лет.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

Яндекс.Метрика