На Крымском валу в Новой Третьяковке открылась выставка выдающегося русского живописца с еврейскими корнями Роберта Рафаиловича Фалька (1886-1958). Выставлено около 200 живописных и графических работ художника из разных коллекций. Фальк учился у Валентина Серова и Константина Коровина. В 1910 году стал основателем авангардного объединения «Бубновый валет». Для современников ромбик ассоциировал с бунтарским знаком, который пришивался на робу каторжникам. Роберту Фальку выпало родиться в Российской империи, закончить свой жизненный путь в СССР.

 

Много путешествовать по Италии и Франции, уникальному кладезю культурных сокровищ, почувствовать тонкий аромат мусульманского востока в Башкирии и древнейшем Самарканде (эвакуация). Четырежды Фальк переворачивал свою личную жизнь, начиная как бы с чистого листа. Народная мудрость гласит: муж – это голова, а жена – шея, орган, поддерживающий и питающий голову. Но в реальности не все так прямолинейно, в особенности, когда образованная жена нового времени, XX века, может себя реализовать профессионально. Первая жена Фалька, художница Елизавета Потехина, в браке 11 лет. Ради нее он крестился, чем вызвал недовольство своих родителей. Вторая жена, Вера Алексеева (дочь К.Станиславского), художница и директор его музея, в браке около 3 лет. Третья жена, Раиса Идельсон, поэтесса и художница, в браке 9 лет. Четвертая жена, Ангелина Щекин-Кротова, искусствовед, в браке 19 лет до смерти Фалька. На протяжении последующих 34 лет своей жизни она занималась исследованием наследия мужа.

Творческий путь художника, состоящий также из четырех  этапов, отличался внутренне обоснованной эволюцией: молодость связана с обществом «Бубновый валет», кубизмом, примитивизмом, сезанизмом, уже в СССР, в начале 20-х годов, поворот к «старым мастерам». Затем парижское десятилетие (1928-1937), отмеченное возвратным «импрессионизмом». И, наконец, поздний период вобрал в себя весь опыт предшествующих лет.  

    

В 1939 году состоялась персональная выставка художника в Доме литераторов. В творчестве Роберта Фалька преобладают пейзажи, натюрморты и портреты, написанные в обобщенной и приглушенной манере. Сегодня в Новой Третьяковке, среди прочего, можно увидеть: «Пейзаж с парусником», «Пейзаж со свиньями», портрет татарского поэта «Мидхата Рефатова» в кубизированном пространстве, «В белой шали» (портрет жены, Ангелины Щекин-Кротовой), «Мост у старой стены», «Пейзаж с минаретами. Регистан», портреты выдающихся современников: Соломона Михоэлса, Виктора Шкловского, Ксении Некрасовой. Завершает путь художника «Автопортрет в красной феске» (1957). Он был написан в Подмосковье на станции 55 км по Ярославской железной дороге, на даче Нацваловых, где Фальк отдыхал вместе с женой.   

Во время проработачных кампаний 1940-х годов Фальк подвергался критике как «формалист». Тогда приветствовался социалистический реализм. Художник придерживался иной концепции: художественная ценность произведения зависит от его формы и способа изображения. В после сталинскую эпоху для многих художников Фальк стал своеобразным символом ушедшей великой эпохи живописи.

В 1962 году Н.С. Хрущев, глава Советского правительства, посетил выставку «XXX лет МОСХа» в Манеже, где устроил разнос художникам-авангардистам. Возле картины Фалька «Обнаженная. Крым» произошло «закипание» Никиты Сергеевича. Он не знал, что Фалька уже нет в живых, и разразился гневной речью, назвав все авангардное искусство «хламом». Запись этой сцены можно увидеть на компьютерном экране, размещенном на входе выставки. Вот так встретились два параллельных мировоззрения, не имеющих точек соприкосновения. В России ныне наступили другие времена: наш главный начальник не интересуется культурой, как таковой. И уж точно, слава Богу!

Светлана Телятникова-Никабаде, фото автора

Яндекс.Метрика