В одном из самых изысканных зданий Москвы - Музее-усадьбе Муравьевых-Апостолов открылась выставка 12 фотографов - финалистов VIII Международного конкурса Prix Pictet. Эта премия, основанная в 2008 году, считается ведущей на сегодняшний день в области фотоискусства. В 2018-2019 гг. эксперты-номинаторы выдвинули на конкурс более 600 кандидатов. Состоялось знакомство с тысячами присланных фоторабот. В итоге был сформирован шорт-лист с именами мастеров, наиболее ярко отразивших социальные и экологические проблемы.

 

- Основное требование к участникам конкурса - соответствие заявленной теме "Надежда" ("Hope") и ее раскрытие на высоком художественном уровне, - сказал на открытии выставки директор премии Prix Pictet Майкл Бенсон. - Должны сочетаться искусство фотографии как таковое и острый репортерский. взгляд. В отобранных работах это сочетание налицо. Первая выставка финалистов прошла в Лондоне в Музее Виктории и Альберта. Затем началось ее мировое турне. Токио, Цюрих, теперь Москва. Впереди Нью-Йорк, Лозанна, Дублин и другие города.

Итак, надежда. Она обладает невероятной жизнестойкостью и пусть с трудом, но пробивается сквозь гранит беды. Как сказал уже ушедший из жизни Кофи Аннан (он был президентом премии): "Именно способность человечества выживать, несмотря на невероятные трудности, дает надежду на будущее".

Эти слова с предельной выразительностью иллюстрирует серия ирландца Айвора Прикетта "Конец халифата". По заказу The New York Timesон в течение двух лет делал документальные фотографии в ходе военной операции против "Исламского государства" (запрещенная в России организация) и устранения ее последствий в Ираке и Сирии. Только в иракском городе Мосул число жертв превысило девять тысяч. Прикетт показывает старость и детство в эпицентре чудовищных испытаний.

Надира Расул, сидя на стуле среди пыльных руин, наблюдает, как работники гражданской обороны Ирака извлекают из-под завалов ее дома тела сестры и племянницы, погибших в результате воздушного удара. Старая женщина не плачет, хотя потеряла все и уже не оправится никогда. Однако эта фантастическая стойкость олицетворяет силу человеческого духа, способного противостоять ненависти. И еще один фотодокумент, рассказывающий о жителях Мосула, стоящих в очереди за гуманитарной помощью. К женщине, полностью скрытой под темным одеянием, прижимается девочка. Ее лицо открыто. Печальное, серьезное, как у всех поневоле рано повзрослевших детей. Но она не боится. У нее есть точка опоры - мама.

Работы Алексии Вебстер излучают дружелюбие. Не только по отношению к запечатленным на них, но и к тем, кто будет эти фотографии рассматривать. То есть к нам. На выставке представлена серия "Фотостудия под открытым небом", на которую автора вдохновил семейный портрет, висевший в ее родном доме в ЮАР. Девять лет назад Алексия начала осуществление оригинального замысла: стала приглашать сфотографироваться прохожих, встреченных на улицах разных городов мира. Не в одиночку, а в компании друзей или родственников. Снимки печатались прямо по ходу дела и раздавались довольным участникам съемки. Стопроцентно позитивный проект.

Надежда иногда витает в облаках, но чаще ориентирована на стабильность привычного уклада и простые житейские радости. Рена Эффенди (родилась в Азербайджане) в серии "Трансильвания: на траве" показывает, как говорили раньше, людей труда. В живописных румынских деревушках она снимала тех, кто твердо держится традиционных и считающихся устаревшими для современной Европы методов земледелия. Вот старик в марамурешском головном уборе варит сливовое варенье. В качестве наблюдателя - маленький внук (или даже правнук). Семья, собравшая на ужин после долгого трудового дня. Супружеская пара, обучающая дочку соседей правильно лущить кукурузу, предназначенную для корма скота.

Не обойдена вниманием экологическая тема. Лукас Фолья (США) в своей "Человеческой натуре" сконцентрировался на историях разных экосистем: города, фермы, леса, пустыни, океана, ледяных и лавовых полей. Он рассказывает о прогрессивном опыте в разных уголках земного шара. Например, "Плывущая Эсме" - фотография, сделанная с определенной высоты. Перед нами поистине райский оазис: зеленые насаждения, окружающие роскошный сингапурский отель. Выделенная под них площадь (15 тыс. кв. м) вдвое превышает размер участка, на котором разместился сам отель. Это один из примеров по реализации плана озеленения мегаполиса.

И, наконец, имя победителя конкурса. Джоана Чомали (родилась в 1974 году в Кот-д Ивуаре). Ее произведения выставлялись во многих музеях. Была удостоена премий "Современная африканская фотография" и "Молодые таланты-2014". И сейчас очередной знак признания на международном уровне. Название ее серии "Все будет хорошо" обусловлено фактами из собственной жизни. В детстве она любила отдыхать с семьей в курортном городе Гран-Басаме (Западная Африка). Он представлялся воплощением безмятежного счастья. 13 марта 2016 года на город напали вооруженные террористы. Три недели спустя фотограф посетила место трагедии. Снимала на айфон, не демонстрируя свою профессиональную принадлежность. Общая скорбь требует тишины и повышенной тактичности. Иногда, правда, пыталась поговорить о случившемся с местными жителями, но в ответ зачастую слышала фразу: "Все будет хорошо". В этих краях боль принято скрывать. Таков кодекс поведения.

Стоит еще добавить, что представленные фотографии лауреата PrixPictet имеют, помимо содержательной стороны, и яркую особенность изобразительного плана. На некоторых фрагментах снимков используется вышивка. Цветные нити, по словам Джоаны Чомали, позволяют ей глубже выразить эмоции и даже погрузить зрителя в состояние медитации.

Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова-Никабадзе

Яндекс.Метрика