Всероссийский музей декоративного искусства приглашает на юбилейную выставку "Пересматривая заново", посвященную 60-летию Государственного музейно-выставочного центра "РОСИЗО". Представлены произведения живописи, графика, скульптура, видео-арт - в общей сложности более 100 экспонатов. В них отразилась не только творческая индивидуальность, но и сам дух времени, в котором мастерам довелось жить. "Пересматривая заново" - емкое название. Замечено, что книги, прочитанные в отрочестве, иначе воспринимаются взрослыми людьми.

А потом, с течением лет, что-то еще добавляется или, наоборот, уходит (например, свежесть взгляда). Так же и с произведениями изобразительного искусства. Меняется угол зрения. Накапливаются знания, новые факты истории, какие-то значимые события собственной жизни.Вот очень популярная в свое время картина Вячеслава Мариупольского "Вожатая" (1950). Крепко сбитая девочка в школьной форме и с пламенеющим на шее пионерским галстуком. Похоже, репетирует речь. Выражение воодушевления граничит с мистическим восторгом. Наверняка в будущем пойдет вверх по комсомольской и партийной линии. И дело не в том, что с юных лет кривит душой. Художники изображали людей, искренне веривших в торжество коммунистических идеалов в стране Советов.  И кто-то сам к таковым принадлежал.

Раздел экспозиции, посвященный тридцатым, - гимн труду и наступившей счастливой жизни: "Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске" Кузьмы Николаева, "Художник в цехе" Василия Кучумова, "Демонстрация на площади Урицкого" Василия Викулова и др. Ближе к быту " В рыбном магазине" Юлия Клевера. Картина была заказана к выставке 1939 года "Пищевая промышленность". Тогда остро стоял вопрос снабжения населения основными продуктами, включая рыбу.

Оригинальностью сюжета привлекает большое полотно Ивана Владимирова "Интуристы в Ленинграде", созданное автором в печально знаменитом тридцать седьмом. Его матерью была  английская акварелистка Элизабет Вакгорн. Учился в Париже, а потом приехал в СССР. Обучал будущих художников, пережил (но ненадолго: умер в 1947 году) ленинградскую блокаду. Стойкостью Ивана Алексеевича можно только восхищаться. Все страшные месяцы он вел блокадный дневник, рисовал плакаты.

Что касается непосредственно вышеупомянутой работы. Она возникла тоже в контексте государственных задач. Многим представляется, что в тридцатые наша страна была абсолютно закрытой. Не совсем. Она нуждалась в валюте, поэтому предпринимались немалые усилия по привлечению любящих русскую культуру иностранцев. Город на Неве в этом отношении был вне конкуренции. Кстати, "Интурист", известный своей эффективностью, учредили еще в 1929 году.

Немного об искусстве более близких к нашим дням 70-90-х. В них ярко выражены интеллектуальное и лирическое начало. "Гости в общежитии" (1976) Татьяны Назаренко - это нечто во славу легендарных посиделок советских интеллигентов. Обычно на кухне, но можно и в общежитии.  Перед нами стоп-кадр. Даже чашка в чьей-то руке кажется зависшей в воздухе. Все молчат, полная самоуглубленность. Однако молчание не разделяет, встретились люди, близкие по духу.

Совсем другое настроение в произведении Льва Табенкина "Изгнание из рая" (1994).Подчеркнуто примитивистская манера письма. Неуклюжие, топорные фигуры мужчины и женщины, их растерянные позы, беспомощный ребенок со своими беспомощными родителями. Их трое. И три измерения: прошлое невозможно, настоящее зыбко, будущее непредсказуемо. Но шаг в неведомое необходим...

Посетители увидят живописнейшую "Троице-Сергиеву лавру" Владимира Фредынского (Архарова), озорной и горький "Мужской портрет на фоне забора" Йозефа Киблицкого, ностальгический "Город моего детства" Николая Барченкова и еще много экспонатов, вызывающих у каждого пришедшего  свои ассоциации.

Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова-Никабадзе

 

Выставка работает до 26 января

Яндекс.Метрика