Официальное открытие XYIII Московского Пасхального фестиваля под руководством его бессменного организатора  и руководителя Валерия Гергиева состоялось в Большом зале Московской Консерватории 28 апреля. Ему предшествовала дневная программа, где прозвучали произведения Николая Римского-Корсакова Симфоническая «Шехерезада», соч. 35 и Концерт для фортепиано с оркестром до-диез минор соч. 30, а так же Модеста Мусоргского «Картина с выставки» в оркестровке Мориса Равеля. 

 

Писать о музыке, которую читатель не слышит в данный момент, дело неблагодарное, но вот, что хочется отметить. В 50-е годы прошлого века, в годы моего детства, русская классическая музыка звучала по радио всегда, каждый божий день, и чаще всего в исполнении оркестра Большого театра СССР и его знаменитых солистов. К сожалению, в последующие десятилетия она стала звучать из радиоприемников все реже и в наши дни сошла на нет, поэтому упомянутый мною концерт подарил мне не просто встречу с детством, но безотчетное счастье.

В последние годы стало принято искать национальную идею, дискутировать по поводу поиска новой идеологии… Кажется, что пустая затея. По-моему, надо просто больше слушать музыку национальных композиторов, желательно с детства, потому что в ней заложены культурные коды, по которым человек себя идентифицирует в зрелом возрасте. Любая классическая музыка – русская или западноевропейская в основе своей имеет народные мелодии безотчетно узнаваемые как родные, человеком, родившимся в той или иной стране. И не надо ему специально объяснять: «ты – русский, ты – немец», - он и так это знает и другим быть не может. И споры о русскости -  также пустое занятие. Великая империя, объединившая в себе Запад и Восток, впитавшая культуру малых народов, населяющих ее, подарила миру эклектичное искусство, в том числе музыкальное. Как жаль, что торжествующее дурновкусие современного телевидения и бесчисленных радиостанций с их малограмотными диджеями, только сбивают с толку молодого неофита, накануне вступления в сознательную жизнь.

Конечно, у нас есть телеканал «Культура» и радио «Орфей», где можно услышать классику. Но транслируют остальные телеканалы и радиостанции? У них иная культура или ее отсутствие? Культура – это пространство, в котором существует народ, его корни и крона, воздух и вода, его жизненные соки. Только дыша воздухом своей культуры, человек способен полноценно и развиваться, постигая культурные коды других народов. Как случилось, что все настоящее мы слышим исключительно на фестивалях или в раритетных записях?  А наши молодые таланты чаще востребованы за границей, нежели у себя дома. Поэтому слава Валерию Гергиеву, ректору Московской консерватории Александру Соколову, Денису Мацуеву и всем другим деятелям нашей культуры, пытающимся объять все пространство страны, устраивая фестивали, ища таланты не только в столицах и давая им возможность творческого роста. Это и есть национальная идея: исполнить долг по отношению к своему народу, позволить ему развиваться и становиться счастливым. 

Музыкальные критики, владеющие особым им понятным языком, все правильно распишут в своих рецензиях на фестивальные концерты, обыкновенный же слушатель, но внимательный, отметит главное: силу, мощь, глубину русской музыки. Так соответствующей громадной территории, на которой она родилась. Постичь громаду до конца невозможно, а только приближаться к ней осторожно с почти религиозным почтением. И тот, кто проникается этим состоянием, уже гениален.

Александр Малофеев, сыгравший фортепианный концерт Николая Римского-Корсакова молод, родился в 2001 году, но уже лауреат, дипломант, обладатель разнообразных премий и золотой медали и прочее и прочее. Он обладает ценным качеством слышать музыку мира, соединяя страны и континенты. Играя на бис, музыкант соединил Сен-Санса и Чайковского, а между ними звучали мелодии знакомых композиторов, которых, чтобы не ошибиться, не назову. Но сделано это был так легко, изящно, естественно, как это может сделать тот, кто любит и ценит подлинное и вечное.  

Психологи утверждают, что искусство отвечает на вопросы, которые еще не заданы. Отец Павел Флоренский убеждал, что «художество есть отложившееся сновидение». Медицина считает классическую музыку – наилучшей терапией от мозговых нарушений. О границах живописи и поэзии сочиняли манифесты западноевропейские романтики… А мы? Давайте же задумаемся сегодня о границах звуков и мышления, ведь музыка – напоминание о вечной жизни, об утрачиваемой радости.

Хочется добавить, что прекрасному настроению в день открытия фестиваля способствовало великолепное оформление сцены ветками вербы, ярко-желтой форзиции (китайская сакура) и цветущей яблони – они наполняли своим прекрасным ароматом зал. Весна, Пасха, природа возрождается к новой жизни после долгой снежной зимы. Пасхальный фестиваль напомнил о многом...

Марфа Зубкова, фото Александр Шапунов

Яндекс.Метрика