В Третьяковской галерее снова аншлаг. Выставку Архипа Куинджи в Инженерном корпусе сменил норвежец Эдвард Мунк (1863-1944), который представлен более 120 экспонатами живописи, графики, фотографий, мемориальных предметов, документов из Музея Мунка в Осло. По словам его директора Стейна Олава Хенриксена, Эдвард Мунк вырос из Ильи Репина. Можно отыскать параллели в тематике, хотя у каждого из них свой эстетический язык. Без сомнений, оба являются великими художниками. Россию и Норвегию многое объединяет.

Норвежцы читают Достоевского, Толстого, Чехова, слушают Чайковского, Прокофьева. В России ставят пьесы Ибсена, исполняют произведения Грига. Для нас большая радость представить норвежского художника российской публике. Достоевский и Ибсен были любимыми писателями Мунка. В экспозиции представлены книги русского писателя и монографии о нем из личной библиотеки художника.

Дом Мунка в Экелю окружал большой яблоневый сад из 400 деревьев, которые любил писать художник. Среди них – радующая глаз картина «Под яблоней». Здесь очевидна аллегория библейского сюжета (в центре мужчина и женщина среди прекрасных плодов). Все помнят, как Ева, искушаемая змием, сорвала яблоко с древа познания добра и зла и дала Адаму. Что за этим последовало? Аукается поныне. Отношение к природе у Мунка особенное. Пример – четыре варианта картины «Крик»,  две живописные и две пастельные. Художник записал в своем дневнике: «Как-то вечером я шел по дороге – с одной стороны передо мной раскинулись город я фьорд. Светило солнце, облака окропились красным. Я почувствовал, будто природу пронзил крик. Мне казалось, что я слышал крик. И я написал эту картину - написал облака как настоящую кровь. Цвета кричали, во фризе жизни (горизонтали) это стало картиной «Крик». «Крик» Мунка – это предчувствие катастрофы, последующих двух войн. На выставке представления самая ранняя версия этой работы. А также литография картины «Крик», которая была продана в Нью-Йорке.

Все мы родом из детства. Звучит банально, но никому не спрятаться от тех лет. А зрителю интересно понять истоки творчества художника. Эдвард Мунк родился в семье военного врача, который, не одобрял желание сына учиться рисованию.  Однако  молодой человек, преодолев сопротивление отца, окончил Королевскую школу рисования в Кристиании (ныне Осло). В 25 лет к нему пришел первый успех: он был удостоен чести открыть персональную выставку в Осло. Но были тяжелый душевные травмы, наложили отпечаток на всю его жизнь: в 5 лет он потерял мать, в 15 – любимую старшую сестру, которая заменили ему маму.

 

В 30-летнем возрасте у него оформляется идея «фриза» - серии картин на «вечные темы любви и смерти». Он  много работает и часто ездит в Берлин, где у него проходят выставки. Париж ему дарит знакомства с Гогеном, Эмилем Бернаром, Морисом Дени.  Мунк увлекается мистицизмом, оккультизмом, современной литературой, что повлияло на его творчество. И выработал собственный пластический язык, ставший предтечей экспрессионизма в европейской живописи. Он сумел отразить в своих работах состояние человека накануне и после первой мировой войны.

В 1898 году у Мунка завязался роман с богатой молодой норвежкой по имении Тулла (Матильда) Ларсен. Поначалу их отношения были очень теплыми, но со временем страстность и навязчивость Туллы стали утомлять и отпугивать Мунка. В 1902 году Тулла попыталась покончить с собой. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник метался между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок, чтобы повлиять на него. Через несколько дней произошел загадочный инцидент, в результате которого Мунк прострелил себе руку. По одной из версий, Тулла пригрозила ему самоубийством, а он попытался вырвать у нее револьвер. Художник был госпитализирован, их отношения завершились. Но его психическое благополучие было сильно подорвано.

Для Третьяковской галереи ретроспектива Эдварда Мунка является первым этапом долгосрочного «скандинавского проекта», в ареал которого войдут выставки художников из Швеции и Финляндии. Показ произведений североевропейских живописцев расширит представление о контексте отечественной культуры и параллели русского и западного искусства.

Куратор выставки – Татьяна Карпова

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

Выставка продлится до 14 июля 2019 года

Яндекс.Метрика