С 12 по 20 июня в столице проходил 3-й Московский Еврейский кинофестиваль (МЕКФ). Торжественная церемония открытия состоялась в киноцентре "Октябрь". С добрыми словами в адрес киносмотра выступили президент Федерации еврейских общин России Александр Борода, посол Израиля в России Гарри Корен, кинорежиссер Александр Митта. "Каждое кино - немного еврейское", - начал свою речь председатель жюри Павел Лунгин. И обосновал эту мысль. Ведь именно евреи из Одессы, Харькова, Варшавы прибыли в Голливуд и создали там самые крутые кинокомпании.

"Фабрики грез", по крылатому выражению. "Евреи, загнанные этим миром, подарили миру мечту. Это было кино", - сказал знаменитый режиссер. Программа 3-го МЕКФ включала фильмы, созданные в разных странах, но объединенные еврейской темой. Будь то история, религия, культура, политика, семейные ценности или фирменный юмор.

На церемонии закрытия в Еврейском музее и центре толерантности генеральный продюсер Егор Одинцов в присущей ему шутливой манере подвел итоги: "Более 5500 зрителей (но мы еще не досчитали), 16 полных аншлагов, более 50 фильмов, 4 площадки, 7 членов жюри, 2 скандала, 25 умеренно антисемитских комментариев, 13 откровенно антисемитских и один удивительно точный... 9500 подписчиков в Фейсбуке, 28 партнеров... и тысячи-тысячи советов. Это 3-й Московский Еврейский кинофестиваль в числах".

Пользуясь случаем, хочется от лица зрителей поблагодарить генерального продюсера и всю дружную команду организаторов нынешнего МЕКФ за огромную работу. Ведь не только демонстрировалось хорошее кино, но и проходили мероприятия образовательной программы - встречи, дискуссии, мастер-классы.

 

Фильмом закрытия стало "Холодное танго" Павла Чухрая, где затронуты очень болезненные темы: Холокост в Литве, СССР и Прибалтика, первая любовь, которую калечит политика. Эту картину представила исполнительница главной роли Юлия Пересильд, пожелавшая всем нам никогда не идти по пути ненависти. Лучшим полнометражным художественным фильмам признан "Вчерашний расцвет" режиссера Криса Крауса (Германия, Австрия, Франция). Это произведение и открыло конкурсную программу. Рассказ о двух участниках конгресса по Холокосту - молодом немце и его помощнице, странноватой девушке еврейского происхождения - полон парадоксов, непредсказуемости, иронии и человечности. Кстати, в активе у "Вчерашнего расцвета" еще и Большой приз, полученный на кинофестивале в Токио.

Лучший полнометражный документальный фильм - "Кто меня теперь полюбит?" режиссеров Т.Хеманна и Б.Хейманна (Израиль, Великобритания). Главный герой по имени Саар вынужден покинуть родной кибуц из-за нетрадиционной сексуальной ориентации. Спустя годы в Лондоне, где он обосновался, ему предстоит услышать страшную весть о своем положительном ВИЧ-статусе. "Теперь молодой мужчина, как никогда, нуждается в близких, - сказано в анонсе, - а они, в свою очередь, борются со своими страхами и предрассудками. Он стремится снова стать членом общины, в то же время, оставаясь самим собой. Перед нами история о прощении и о том, какую силу, вопреки расстояниям, имеет родной дом". На пресс-показе в кинозале ГУМа, где присутствовали психолог и несколько человек с положительным ВИЧ-статусом, было столько желающих увидеть фильм и услышать его обсуждение, что мест не хватило. Те, кто остался за бортом, бурно возмущались. В общем, произошел тот самый "скандал", о котором упомянул Егор Одинцов.

Лучшим художественным фильмом короткого метра стала работа израильского режиссера Т.Кантора "Другими словами". За шесть минут автор успевает сказать об одном из основополагающих вопросов человеческого бытия - взаимоотношениях отцов и детей. И, наконец, лучший документальный короткометражный фильм. Это "Скрипка Джо" ( США) режиссера К.Купермана, на родине номинировавшийся на "Оскара". Глубокий старик дарит свою скрипку, разделявшую все его тяготы, 12-летней школьнице из бедной семьи. И жизнь обоих (та, что на взлете, и та, что на исходе) меняется.

На церемонии закрытия была впервые вручена премия имени недавно ушедшего из жизни знаменитого телепродюсера Якова Каллера (учрежденная его семьей) за лучший российский фильм года на еврейскую тематику. Она досталась короткометражному фильму "Брут" Константина Фама, повествующему о судьбе немецкой овчарки на фоне трагических событий Второй мировой войны.Почетный приз "За выдающийся вклад в развитие еврейского кино в России" получил кинорежиссер Андрей Кончаловский. Портал "Диалог культур" знакомил с его фильмом "Рай" (http://www.d-cult.ru/index.php/ct-menu-item-9/506-soblaznitelnoe-zloу). 14 июня эту награду лауреату вручил президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер. А самый, наверное, поэтичный фильм этого фестиваля "Песнь песней" (Украина) режиссера Евы Нейман был отмечен Спецпризом жюри. Эта художественная драма посвящена, как несложно догадаться по названию, вечной теме любви.

Лариса Ровнянская, фото (2) Светлана Телятникова-Никабадзе

Яндекс.Метрика