В ММПЦ МИА "Россия сегодня" состоялся пресс-показ фильма "Рай" режиссера Андрея Кончаловского. Сценарий написан им в соавторстве с Еленой Киселевой. Двух главных героев - немецкого офицера СС по имени Хельмут и французского коллаборациониста Жюля - сыграли их соотечественники. Актеры Кристиан Клаусс и Филипп Дюкен. Образ русской эмигрантки, княгини Ольги воплотила на экране Юлия Высоцкая. Действие начинается с монологов, 

снятых в документальной манере. Вначале задумываешься, что это?  Кажется, людей допрашивают. Они много говорят, но их не перебивают. Они в одинаковых безликих одеждах. И никакого фона. Потом понимаешь: все происходит по ту сторону бытия. Нечто вроде Страшного суда или, скорее, его преддверия. Когда тот, чья жизнь закончилась, пытается сам подвести ее итог. Когда он еще сам себе и судья, и адвокат.

Андрей Кончаловский рассказывает:

- Актеры сидели перед кинокамерой в течение трех дней, по шесть часов подряд. Человек в таких условиях входит в совершенно иное состояние. Это похоже на допрос, на пытку, на исповедь. И это мучительно.

В центре повествования три судьбы. Эмигрировшая из России русская аристократка становится участницей французского сопротивления. Ценой своей свободы она спасает двух еврейских детей. Сотрудник Департамента полиции, пошедший на сотрудничество с гитлеровцами, допрашивает ее и получает предложение встретиться при других обстоятельствах. Примерный семьянин заинтригован. Эту сюжетную линию прерывает убийство француза. Ольга попадает в концлагерь, где спустя время встречает Хельмута, прибывшего сюда по служебным делам. Они познакомились в Италии в 1933 году, красивый молодой человек влюбился, часто потом ей писал, но она не отвечала. Он, оказывается, сохранил чувства и теперь предлагает обреченной на смерть свою защиту.

 Какой была Ольга во время безоблачного итальянского вояжа, показано в формате немого кино. Всегда нарядной, изящной, сексуальной, кокетливой. Но истинную суть ее личности составляет иное. Боль за другого и редчайшая способность к самопожертвованию.

Женщина не любит выглядеть некрасивой. Настоящая актриса, кажется, наоборот. Она стремится к тому, чтобы в трагическом образе проступила красота другого порядка. В крупных планах Юлия Высоцкая предстает перед зрителями с бритой головой, впалыми щеками, серой кожей. Будь она другой, ей сложно было бы верить.

- Какое значение имеет эта роль для вас? - спросили ее на пресс-конференции.

На банальный вопрос актриса ответила не трескучим набором фраз, а очень скупо и с подкупающей искренностью.

- Сложно сегодня дать оценку. Может, лет через десять... А сейчас эта роль для меня как последний ребенок. Самый любимый.

Жюль  - наиболее цельная и однозначная фигура. Обыватель, не желающий задумываться о серьезных вещах. Игнорирующий проблему личной ответственности. За что и поплатился.

И, наконец, Хельмут.  Прекрасно образованный выходец из древнего немецкого рода, ценитель Чехова и Толстого, в чем-то романтик. И при всем при том абсолютный фанатик, раб человеконенавистнической идеи: "Мы строим новый мир. Рай на земле для немцев. Для этого надо уничтожить всех евреев". Создателям фильма было важно показать, что палачами могут стать люди, обладающие множеством внешних достоинств. Показать соблазнительность зла. Иначе всегда были бы подневольные исполнители чужой злой воли, но не было бы столько ее вдохновенных апологетов, добровольно выбравших такой путь. Андрей Кончаловский признает: "Офицер очень привлекателен. В этом и ужас!"

Ближе к финалу сквозь броню впитанной Хельмутом чудовищной идеологии пробивается слабый свет истины. Но тут же гаснет. Это сложный образ, далекий от примитивных карикатурных фашистов, которые повсеместно встречались в послевоенном кино.

У исполнителей главных ролей имелись рабочие задания: познакомиться с источниками, которые дают многомерное понимание их героев. Дюкен читал литературу о коллаборационистах; Клаусс - о  психологии эсэсовцев, принятых в Третьем рейхе нормах поведения; Высоцкая - мемуары, повествующие о русской эмиграции во время Второй мировой войны.

Стоит отметить и две роли второго плана. Это Гиммлер, которого сыграл русский актер, талантливейший Виктор Сухоруков. Дар перевоплощения в исторические личности он продемонстрировал еще в драме "Бедный, бедный Павел".

Еврейская женщина Роза в точном и жестком исполнении Веры Воронковой. Блоковая (синоним надсмотрщицы) желает во что бы то ни стало выслужиться перед лагерным начальством. А в конце благодаря встрече с Ольгой она становится другим человеком. В ее истории заключен лейтмотив фильма: "Зло растет само собой, чтобы множилось добро, нужны усилия".

Это кино смотреть даже физически тяжело. Оно насыщено деталями, рисующими рукотворный ад концлагеря. Например, гора очков на складе, ботинки, выстроенные в ряд. "Людей нет, а ботинки есть», - констатирует Ольга. Роза ей объясняет: самый дефицитный товар - сигареты. За пачку сигарет продаются или могут убить любого, кого закажут. В беседе с инспектором начальник лагеря с удовольствием озвучивает цифры: "Здесь 106 бараков. Каждый рассчитан на 800 человек, а у меня там по 1200. Норма уничтожения - 10 тысяч в день". А тот же Хельмут рассказывает другу, как шевелится, пульсирует земля, под тонким слоем которой не только мертвые, но и еще живые. И как везде преследует запах серы, а в лесу среди клочьев тумана прячутся призраки убитых...

Журналисты, конечно, поинтересовались отношением Андрея Сергеевича к современному российскому кино. Он был патриотичен. Состояние нашего кинематографа оценил как весьма успешное и плодотворное. Насколько его видение совпадает с объективной картиной - тема для дискуссий. В любом случае сам режиссер сделал достойный фильм. На международном уровне зримым подтверждением этого стал и "Серебряный лев" за лучшую режиссуру, полученный в этом году на 73-м Венецианском кинофестивале. И тот факт, что "Рай" вошел в шорт-лист номинантов "Оскара".

В России "Рай" выходит в прокат 19 января.

Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова-Никабадзе

Яндекс.Метрика