- Художественное ремесло в большей степени, чем высокое искусство: живопись, литература, музыка, архитектура, - отражает уровень культуры народа, - подчеркнул Павел Янов, куратор, рассказывая об экспонатах выставки «Легенды датского дизайна» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Эмблемой экспозиции стала работа Арне Якобсена (1902-1971), архитектора по образованию. Это стул ANT (1951)  со стальными ножками,  в котором спинка и сидение сделаны из единого куска фанеры, Именно  работа в области мебельного дизайна принесла ему мировую славу.

Датская история возникновения профессиональных гильдий мастеров по деревообработке насчитывает 500 лет. Уже тогда плотники и краснодеревщики считались высококлассными специалистами. Гильдии разрабатывали стандарты качества изделии и контролировали производство. Претенденты на членство в гильдии представляли на суд экспертной комиссии свои изделия. В начале ХХ века эта традиция переросла в ежегодные профессиональные выставки, на которых демонстрировались уникальные эталонные образцы мебели.

К середине ХХ века началась конкуренция с другими европейскими странами. В этот период датские гильдии решали две задачи: доказывали преимущество ручного индивидуального исполнения и стимулировали серийное производство. Знаменитый  Датский музей дизайна был задуман как своего рода образовательный центр для местных производителей и ремесленников. В 1985 года музей сформулировал главное: формировать хороший вкус у сограждан.

На выставке представлены восемь самых известных стульев от восьми именитых датских дизайнеров. Цель, которую ставят перед собой кураторы выставки, - дать представление о классическом датском дизайне на примере предметов, с которыми он ассоциирует у россиян.

В экспозиции можно увидеть самый знаменитый стул Ханса Вегнера (1914-2007).The CHAIR(1949) – простой деревянный с плетеным сидением и закругленной спинкой, выполненной в коже, стал «звездой». В 1960 году  Джон Кеннеди и Ричард Никсон  во время теледебатов кандидатов президенты США сидели именно на таких стульях. Лучшей рекламы и придумать было  нельзя. Ханс Вегнер получил почти все главные дизайнерские награды и звание «Почетного Королевского промышленного дизайнера».

Минувший век внес  поистине революционные перемены в положение европейских женщин.  И в Дании женщины начали осваивать профессии, считавшиеся ранее мужскими. Теперь никого не удивляют женщины - врачи. учителя, инженеры, космонавты, президенты  et cetera.

Нам даже трудно представить, что когда-то было совсем иначе.  Не случайно в противовес безраздельной мужской власти в Скандинавии родилось выражение: "Мужчина - тоже человек". к которому представители сильного пола относятся вполне терпимо.

 

Грета Ялк (1920-2006) – одна из первопроходцев. Она – автор необычной мебели из новых материалов для промышленного производства. На выставке представлен  один из ее экспериментальных проектов стул «Ракушка», 1963,  (SHELL CHAIR) – из многослойной гибкой фанеры. Благодаря Грете Ялк повысилась репутация датского мебельного дизайна во всем мире. Ее комплекты мебели производили в Европе и Америке. хотя, как известно, интерес к ее необычной мебели возник не сразу. Сначала ее работы покупали для выставок и частных коллекций. Она  прошла длинный путь и добилась высокого результата.

Датский дизайн - символ  простоты, элегантности, комфорта. В России мы немного знаем о том, как живут и чем дышат наши ближайшие соседи. А зря! Нам есть чему поучиться у скандинавов, построивших по-настоящему социальные государства. Выставка «Легенды датского дизайна»  может быть поводом для размышлений о Европе, России и себе.

Все желающие смогут ее  увидеть до 11 июня 2017 в Главном здании на Волхонке, 12.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

Яндекс.Метрика