Ретроспектива работ Зинаиды Серебряковой (1886-1967), любимой публикой художницы, открылась в Третьяковской галерее (Инженерный корпус, Лаврушинский переулок). В этом году исполняется 50 лет со дня ее кончины в Париже. Выставка включает более 200 живописных работ из различных музеев России, Беларуси и 20 частных коллекций, в том числе из Лондона, Парижа. - Она воплотила красоту человеческого тела и лица, – отметила Зельфира Трегулова, генеральный директор Третьяковской галереи.
Зинаида родилась в одной из наиболее прославленных семей Бенуа-Лансере. Отец Евгений Лансере – известный скульптор, мать Екатерина – дочь архитектора Николая Бенуа. - Зинаида Серебрякова входит в число самых известных женщин России, являясь одной из первых профессиональных художниц. Все ее работы – жемчужины бытия, - считает куратор выставки Татьяна Ермакова. Ее творчество делится на два периода – русский и зарубежный ( Франция, Италия, Бельгия и Марокко). В 1922 году, через три года после внезапной кончины мужа, Галина Серебрякова пишет свой автопортрет. На нем молодая красивая женщина смотрит на зрителя. И в то же самое время в письме, датированное 1922-м, она пишет Г.И. Тесленко : «Ах, так горько. Так грустно сознавать, что жизнь уже позади, что время бежит, и ничего кроме одиночества, старчества и тоски впереди нет…» Впереди ее ждала эмиграция и еще большая жизнь длиной в 45 лет.
В русском периоде представлены самые ранние работы, передающие уютные сцены домашней жизни. В эти же годы появились первые автопортреты, отражающие гамму чувств юной девушки. Портреты близких родственников передают атмосферу в семейной усадьбе «Нескучное» в Харьковской области.
Крестьянская тема представлена портретными зарисовками, этюдами и законченными картинами «Жатва» и «Беление холста» (1917). Торжественная величавость и спокойная созерцательность героинь привносит в простой трудовой процесс оттенок ритуального действия, картина превращается в эпическое повествование. Кроме того, серия портретов, исполненных маслом, акварелью, темперой, представляют собой наброски с юных танцовщиц, которые раскрывают закулисный мир Мариинского театра.
В зарубежном периоде – портреты и пейзажи, привезенные из французских коллекций, и впервые демонстрирующиеся в России. Начиная с 1924 года, Зинаида Евгеньевна жила в Париже. Портреты преимущественно русских эмигрантов и знакомых по петербургской жизни. Экспонируются пейзажи, написанные во французской Ривьере, Провансе, Бретани, Швейцарии, Италии.
Впервые московскому зрителю представлены декоративные панно, выполненные для бельгийской виллы барона Ж.- А. де Броуэра. Этот заказ стал первым и единственным в биографии художницы.
Две поездки в Марокко в 1928 и 1932 годах стали важнейшими в судьбе Серебряковой и открыли ей новые возможности для творчества. В серии марокканских этюдов Серебрякова развивала мастерство быстрого письма, избегая излишней экзотики и этнографических подробностей.
К выставке подготовлен альбом, который включает 220 произведений живописи и графики, а также фотографии. В издание вошли статьи, каталог, хроника жизни и творчества З.Е. Серебряковой, письма.
Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора
Выставка открыта до 30 июля