В ММЦП МИА "Россия сегодня" прошла мультимедийная пресс-конференция "Отечественная литература после Революции 1917 года в России". О литературе, конечно, говорилось, но главным образом речь шла о том, как сегодняшние музеи могут скорректировать общий взгляд на нее. С тем чтобы мы обрели, наконец, некое объективное знание и избавились от многочисленных стереотипов. Этой задаче способствовала выставка "Квартирный вопрос", проходившая в Трубниках.

Она была посвящена судьбам советских писателей в период с 1920 по 1970 годы. Неслучайно ее назвали "развернутой метафорой бытового измерения литературной жизни". Перед посетителями предстала своего рода писательская коммунальная квартира с кабинетами Алексея Толстого, Андрея Платонова, Александра Фурманова, Михаила Булгакова.

- "Квартирный вопрос" не только бытовой, но и условие творчества. Достоевский не имел своего угла (сменил в Петербурге 21 съемную квартиру), Гоголь тоже скитался. А вот Тургенев и Толстой могли творить в собственных усадьбах, - отметил на пресс-конференции писатель и историк Игорь Волгин.

Тем более разница стала ощутима в советские годы. Вспомним, какими были жилищные условия "буревестника" Максима Горького или "красного графа" Алексея Толстого, и лютую бездомность вернувшейся в Москву из эмиграции Марины Цветаевой.

- В двадцатые годы историю литературы переписали по революционным лекалам, - сказал директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак. - Скажем,  Достоевский был представлен защитником униженных и оскорбленных, но никак не религиозным мыслителем. Десятилетия спустя, в перестройку, сбросили со счетов советских классиков - Гладкова, Фурманова, Серафимовича. В фокусе внимания оказались исключительно писатели замученные и убитые, те, кого не публиковали на родине, эмигранты. Пришло время дать объективную картину, где свои места займут и набоковская "Лолита", и "Как закалялась сталь" Николая Островского. Следует восстановить справедливость по отношению к очень многим.

Журналисты, присутствовавшие на мероприятии, получили немало важных сведений. То,  что сейчас идет завершающая стадия ребрендинга: Гослитмузей вскоре получит название Государственного музея истории русской литературы, в котором, помимо других новаций, появится первая стационарная экспозиция, рассказывающая об Осипе Мандельштаме. Планируется осуществление давно задуманного национального центра "Десять веков русской словесности". Намечается создание музея звучащей литературы. А из ближайших планов - выставка "Двенадцать. Русские писатели как зеркало Революции 1917 года".

О том, как главная библиотека страны откликнется на столетний юбилей событий, изменивших исторический путь России, рассказала заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности Наталья Самойленко:

- Один из наших главных проектов - судьба Румянцевского музея (предшественника Российской государственной библиотеки) в семнадцатом году. Запланирована масштабная выставка "Москва 1917 года: взгляд с Ваганьковского холма". В работе находится также картографический проект, посвященный открытию северных земель, в том числе и мифических.

Сейчас мы переживаем музейный и особенно выставочный бум. Актуализация наследия через выставочную деятельность становится самым главным делом. Ведь в наше время основная информация воспринимается визуально. С этим невозможно не считаться.

Теме ухода литературы с авансцены общественного сознания посвятил основную часть своего выступления Игорь Волгин. Она перестала быть властителем дум, а школьный предмет уже давно отправлен на периферию. И вот изумленный взрослый в разговоре с подростком узнает много для себя нового. Что Пушкин, например,  жил в период правления Николая III и он же, Пушкин, написал "Конька-горбунка".

- Студенты доходят до пятого курса, не будучи записаны ни в одну библиотеку. Необходимая информация приходит из Интернета. А все, что практически без усилий добывается, столь же легко забывается. Постепенно происходит разрыв между усилиями гуманитарного сообщества и деградацией аудитории. Наблюдается своего рода утрата ею слуха. Что с этим делать, я не знаю. Все зависит от того, что будет с государством, что будет с обществом. Пока остается надежда на музеи - точки присутствия божественного в нашей жизни . Они аккумулируют культурную потенцию народа, крепость его духа.

На телевидении есть такой оазис - "Культура", где я имею счастье и удовольствие в передаче "Игра в бисер" регулярно призывать зрителей: "Читайте классику". Но хотелось бы, чтобы культура пронизывала все телеканалы, сверху и донизу...

Лариса Ровнянская, фото Зоя Бардина

Яндекс.Метрика