В первом частном Музее русской иконы, расположенном на Гончарной улице в центре Москвы, после длительного перерыва открылась выставка пяти неизвестных шедевров русской иконописи из частных собраний московских коллекционеров. Музей был создан по инициативе предпринимателя и мецената, владельца компании «Плаза девелопмент» Михаила Абрамова (1963-2019). Собрание насчитывает 5000 единиц хранения. Музей не ведет какой-либо коммерческой  деятельности. Посещение, экскурсии исключительно на бесплатной основе.

 

На выставке шедевров вниманию зрителя представлены 4 иконы и крест. Со вступительным словом на вернисаже выступил директор Музея русской иконы Николай Задорожный: «Михаил Абрамов часто говорил мне, что мы лишь временные хранители икон. И это сущая правда. В среде собирателей иконописи есть понимание загадочного закона природы: не коллекционер ищет икону, а икона находит в коллекционере своего временного хранителя. Именно она выбирает для себя место, в котором будет находиться в ближайшее время. Ведь очевидно, если памятнику 500-600 лет, то он сменил нескольких владельцев и, вероятно, сменит еще многих. И каждый конкретный владелец – лишь часть долгой истории. Поэтому приобретение иконы – сложный и даже мистический процесс, в котором коллекционер играет не самую важную роль. Важнее оказываются те высшие силы, которые управляют этим процессом». По словам искусствоведа Лидии Евсеевой, заместителя директора по научной работе, каждая икона – это встреча с художником, имя которого мы никогда не узнаем. Мастер показывает любовь и милость к ближнему, что особенно важно сегодня. Любви не хватает явно. (Специальная операция в Украине разделила российское общество на своих для власти и так называемых «иностранных агентов», не поддерживающих военные действия). Коллекционеру Сергею Ходорковскому двадцать лет назад казалось, что уже все найдено. На самом деле оказалось, что открываются все новые и новые памятники, и они становятся объектами научного и культового оборота.

Уникальна история иконы Апостола Павла, которую вместе с иконой Богоматери, директор музея Николай Задорожный приобрел в Лондоне. Прямо из аэропорта он отправился в реставрационную мастерскую Вячеслава Момонта. Увидев иконы, реставратор попросил их оставить у себя. Когда через неделю Задорожный приехал к Момонту, то на полу увидел икону Апостола Павла, а под ней – два фрагмента досок с нижней частью одеяния апостола. В советское время иконы нередко распиливали для упрощенной транспортировки. Вячеслав Момонт, не запомнив у кого, купил эти доски, и, таким образом, спустя несколько десятилетий икона Апостола Павла обрела недостающие части. Икона Богоматери из деисусного ряда иконостаса является близкой по стилю и времени написания иконе Апостола Павла. Склоненная фигура Богоматери, тонкая и удлиненная (признаки наследия Андрея Рублева и Дионисия), обращена вправо по направлению к Христу, изображение которого не сохранилось. Предположительно эта икона была создана на территории Ростовской епархии с центром в Ростове Великом.

Еще представлены две новооткрытые иконы: Богоматерь Одигитрия (Тихвинская) и  Богоматерь Одигитрия (Седмиезерскя). Одигитрия – один из наиболее распространенных типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом Христом, который сидит на ее руках. Правой рукой он благословляет, а левой – держит свиток или книгу. Эти иконы последних десятилетий XYI века показывают многоликость образов и разнообразие стилей исполнения во время царствования Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного, и сменившего его на троне Бориса Годунова. На Руси начались перемены, и образы Богоматери стали менее аскетичными.

И последний экспонат - Крест Распятие конца XYI века.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Владимир Орехов   

Яндекс.Метрика