"Россия. Дорогами цивилизаций» - еще один юбилейный проект Государственного исторического музея. 9 февраля 2022 года ГИМ отметил 150-летие. Новая экспозиция включает уникальные памятники из собрания музея. По словам Алексея Левыкина, директора музея, Россия проходила свой путь в качестве диалога со странами запада и востока. ГИМ сохранил каждую страницу этой истории, и мы приглашаем всех увидеть нашу экспозицию, представленную в контексте ее связи с глобальными явлениями.
Несколько миллионов лет назад древнейшие люди начали переселяться из Африки по другим континентам. Многочисленные современные исследования ДНК выявили, что прародители всего человечества Адам и Ева родом из Восточной Африки. На генетическом уровне все люди Земли братья и сестры. В начальном периоде своего развития человек научился изготавливать орудия труда и постепенно преобразовывать окружающий мир. Изобретение ручного рубила стало точкой отсчета истории человечества и началом выставки. Начиная с IY века н.э., наследница античной цивилизации Византия стала центром духовной и культурной жизни. Почти за 1000 лет существования византийской империи многие славянские племена, в том числе и молодое русское государство, приняли восточный вариант христианства – православие. Крещение произошло летом 988 года в прохладной купели Днепра и реки Почайна, где князь Владимир осуществил массовое крещение киевлян. В дальнейшем новая вера распространилась и на другие земли. Благодаря вхождению в семью христианских славянских народов Русь обрела письменность. На Русь начали приезжать греческие художники, которые расписывали храмы, создавали иконы, украшали миниатюрами рукописные книги. К слову, Собор Святой Софии в Киеве строили неизвестные византийские мастера (1037-1340). Храм посвящен Софии – Премудрости Божьей. Это одна из сложнейших абстрактных категорий христианского богословия, имеющая много толкований.
История каждой цивилизации неизбежно связана с войнами. В этом разделе, который находится обособленно, в тупике (без выхода в другой зал), демонстрируются различные памятники военной истории человечества. Среди них представлен стол с Тегеранской конференции, который призван напомнить о том, что только переговоры могут помочь преодолеть глубинные разногласия и принять важные решения, от которых зависят судьбы народов. О войне высказывались, войну проклинали многие известные люди. В XIX веке русский военный художник Василий Верещагин написал картину «Апофеоз войны» (1871), на котором изображена груда черепов. Свою работу он посвятил «всем великим завоевателям прошлого, настоящего и будущего». Военный летчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, участвовавший в воздушных боях во время второй мировой, повторял: «Война – это не подвиг. Война – болезнь». Наконец, современный поэт А. Тонконогов-Руский написал: «Война – это тупик; ведь жизнь один только миг! И нужно беречь всякий мир, - каким бы «худым» он ни был!».
В следующем зале можно увидеть портреты царственных особ, различные документы, артефакты, среди которых перо, которым император Александр II подписал журнал заседания Общего собрания Государственного совета об упразднении крепостного права. Это решение повлекло за собой дальнейший прогресс российской цивилизации, воплотившийся в достижениях общественной мысли, социального развития, науки и техники. Завершается экспозиция залом, посвященным освоению Космоса. В витрине представлен скафандр 46-го космонавта Леонида Попова, трижды совершившего полеты в космос. Там же небольшое историческое фото – Н.С. Хрущев и В.В. Терешкова.
Особое внимание при создании выставочного проекта уделялось архитектурному решению. Его разработчиком стал архитектор Эрик Валеев. «Мы старались сделать так, - сказал он, - чтобы посетители имели возможность приблизиться, почти прикоснуться к материальной истории, стать частью нарратива».
Телятникова-Никабадзе, фото Владимир Орехов