В Третьяковской галерее в Лаврушенском переулке проходит выставка «Времена года Василия Поленова». Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) – русский живописец, мастер жанровой картины, новатор техники пленэра, Член Товарищества передвижников, народный художник РСФСР. Его картины яркие, красочные, для них характерно избыток воздуха и света, они создают радостное настроение. Наиболее ярко талант Поленова-пейзажиста проявился в умении показать переходные периоды времен года.
Он запоминается солнечной радостной простотой своих картин. Небо светлое, высокое, омывающее купола церквей и деревянные крыши дворовых построек. Тут, как правило, всем представляется «Московский дворик», буквально сразу признанный шедевром. История написания этой картины совсем простая: по приезду в Москву он занялся поисками жилья. Заинтересовал его дом Юрьевых, которое находилось в районе Арбата (ныне переулок Каменная Слобода). Позже Поленов вспоминал: «Зашел посмотреть и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».
Но далеко не все обращают внимание на еврейскую или христианскую тему в творчестве художника. Эти работы уходят на второй план для многих поклонников Василия Поленова. «Меня с давних пор интересует все, что относится к личности еврейского равви (учителя) Иисуса. Все, что дала нам о нем история, легенда, поэзия, - все это было мне всегда в высшей степени дорого», - писал Поленов в одном из своих писем. Он дважды совершил путешествие на Восток: первый раз, работая над картиной «Христос и грешница» (1881-1882), второй в связи с серией картин «Из жизни Христа» (1899). Художник побывал в Египте, объездил Сирию и Палестину. Среди наиболее еврейских картин Василия Поленова: «Еврей в высокой шапке», «Тивериадский еврей», «Голова старого еврея», «Евреи у Стены Соломона»,
В марте 1881 года Василий Поленов стоял перед постелью умирающей сестры Веры. Он понимал ее с полуслова и любил всем сердцем. Умирающая шептала, что Васенька тратит талант попусту, разменивается на мелочи, а главное забыл. В детстве он обещал написать картину из жизни Христа. Когда он поступил в Академию, его мать говорила: «Учись когда кончишь Академию, то приступишь, помолившись Богу, к большой картине».
Картина «Кто из вас без греха?» была задумана художником в конце 1860-х годов. До создания полной версии полотна прошло около 15 лет. Впервые картина была представлена на выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1887 году. Однако не обошлось без «ложки дегтя». Президент Императорской академии великий князь Владимир Александрович перед выставкой назвал полотно пусть и интересным для образованных людей, но для толпы весьма опасным. А обер-прокурор Константин Победоносцев вообще запретил к печати даже каталог выставки. Для Поленова это был удар. Спас положение император Александр III, который приобрел картину, получившую по требованию цензуры название «Христос и грешница». До конца жизни художник переживал из-за переименования своей очень важной для него работы.
«Христос и грешница» – эпизод новозаветной истории, содержащийся в Евангелии от Иоанна. «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень». Христос сказал эту фразу, когда иерусалимские книжники привели к нему женщину, уличенную в прелюбодеянии (супружеской измене) и спросили его мнения по поводу: «Следует ли ее побить камнями».
Но Иисус, не обращая на них внимания, писал пальцем что-то на земле. Они продолжали вопрошать. Тогда он ответил: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень». Хотя прелюбодеяние было одним из наиболее тяжких преступлений в законе Моисея. За этот грех полагалась смертная казнь обоим участникам измены: и мужчине, и женщине. Но ответ Христа призывает к милосердию. Что же в его словах так раздражало и раздражает блюстителей нравственности? Как не странно, прощение: «Иди, отныне больше не греши».
Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы