Апрельская афиша Новой оперы им. В.Е. Колобова выглядит так: «Премьера. Иоланта/Карлик». Эти две одноактные оперы П.И. Чайковского и Александра фон Цемлинского стали единым спектаклем в постановке Дениса Азарова. В начале «Иоланты» появляется Карлик, а в конце «Карлика» на сцену выходит Иоланта. В двух историях персонажи находятся в неведении о своих тяжелых врожденных недостатках – слепоте и уродстве. Иоланта становится зрячей. Карлик же с белой розой  в руках умирает от удушающей безысходности.

«Иоланта была создана П.И. Чайковским в 1891 году. В его письме к брату Модесту Ильичу есть такая строчка: «Я напишу такую оперу, что вы все будете плакать». Это была последняя опера композитора.  По мнению, некоторых критиков одной из самых светлых и лирических произведений. Главное очарование «Иоланты» в том, что в ней нет душевных страданий, внутренний мир героини полон гармонии, света и спокойствия. Юная Иоланта, дочь короля, живет в замке, затерявшемся в горах вдали от людей. Все окружающие оберегают девушку о самом факте существования пятого из основных человеческих чувств, они не говорят о цвете, взгляде, образе и т.д. Но благодаря любви благородного рыцаря Водемана, случайно попавшего в замок, жизнь Иоланты переворачивается.

Опера «Карлик» австрийского композитора Александра фон Цемлинского впервые прозвучала в Кельне в 1922 году. Она была написана по сказке Оскара Уайльда «День рождения инфанты». В истории отвергнутого и осмеянного нарцисса-карлика, живущего в каждом из нас, символически воплотилась личная драма композитора – разрыв отношений с Альмой Шиндлер. У Цемлинского Карлик никогда не видел своего отражения в зеркале, и он был абсолютно уверен в том, что всем нравится. Когда злые люди сталкивают его со своим отражением, он испытывает ужас и отвращение к себе. После мучительной борьбы Карлик погибает от разрыва сердца.

Главный вопрос, который поставил режиссер-постановщик Денис Азаров, был в том, что стоило ли Иоланте (Марина НЕРАБЕЕВА, лауреат премии «Золотая Маска») прозревать? Ведь прозрение несет в себе не только свет, но и порою горькое знание. Пространство, в котором живет Карлик (Михаил Губский, заслуженный артист РФ), населено большими куклами, как будто сошедшими с полотна  Диего Веласкеса «Менины» (исп. фрейлины).  Своим взглядом свысока они невольно подчеркивают ничтожность и несуразность героя.

Иоланта и Карлик до какого-то момента существуют в вымышленном мире. А готовы ли мы, каждый из зрителей нашей страны, к правде? Ныне подавляющее большинство старается не всматриваться в окружающий мир и себя, следуя поговорке: меньше знаешь, лучше спишь. Но грянет час X, когда от расплаты в той или иной мере никому не удастся уйти.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Евгения Эмирова

Яндекс.Метрика