Дмитрий Мережковский написал пьесу «Павел I» в эмиграции через три года после первой Русской революции 1905 года. Поведав о печальной участи Павла I, он намекал современникам на Николая II, развязавшего губительную войну с Японией, где российская империя потерпела сокрушительное поражение. Это привело к революции и в целом изменению отношения к институту самодержавия. Вывод писателя, кто без ума, тот погибнет от своего безумия. Император Павел пал, значит, ему не хватило чутья, наблюдательности.

 

Спектакль «Павел I», поставленный режиссером Натальей Ковалевой на Новой сцене Театра Вахтангова – это история о человеке неординарном, любознательном, образованном, остроумном и даже способном на поэтическую импровизацию. Но при этом нервозном в первую очередь из-за тяжелых отношений с матерью, Екатериной II, никогда не любившей сына и предпочитавшей видеть на троне после себя внука Александра. Павел I– тиран или рыцарь на российском престоле? Он правил всего четыре года четыре месяца и четыре дня. Три четверки! Говорят, что служение Христа длилось 444, правда, дня…

Павла называют «русским Гамлетом». По преданию с императором произошел довольно странный эпизод: во время путешествия по европейским странам его пригласили в Австрии на спектакль «Гамлет». Но неожиданно исполнитель главной роли отказался играть, пояснив, что тогда в театре будут два Гамлета, один на сцене, другой – в зале. И вот тот, кто находился в зале, как известно, вскоре был убит. Просто мистика, да и только! В своей постановке Наталья Ковалева использовала стихотворные тексты из пьесы Е.Симонова «Смерть Павла I». «Гамлет» же вдохновил ввести в пьесу призрак Екатерины II. Тексты сцен Павла (заслуженный артист России Александр Олешко) с матерью (Ирина Дымченко) – не просто фантазии режиссера, они основаны на мемуарах и документах. Александр Олешко в роли Павла выглядит ярким, динамичным и достаточно убедительным.

Павел I, как любой из нас, соткан из многих противоречий. Тяжелейший жребий быть правителем с неограниченной властью. «Тяжела ты, шапка Мономаха», украшенная драгоценными камнями и золотым крестом. На весах одной чаши находятся роскошь и богатство, другой, - ответственность за каждое свое деяние. «Я – человек»,-  произносит Павел. Человек, чье самое горячее желание в жизни, сделать всех счастливыми. Он стремится к порядку, дисциплине, равенству, отмене сословных привилегий. И в этом заключено трагическое несовпадение с ближним кругом, поскольку абсолютно все из его окружения желают лишь счастья для себя.

История учит? Скорее учит тому, что ничему не учит. Исходя из гегелевской формулы, желая поступить по-новому не разобравшись со старыми уроками, человечество каждый раз наступает на одни и те же грабли. Спектакль «Павел I» призывает присмотреться к личности странного самодержца из нашего прошлого для того, чтобы задуматься о нас сегодняшних, попавших на очередном витке истории в очень непростую ситуацию.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Владимир Орехов

Яндекс.Метрика