13 февраля – день рождения фильма Федерико Феллини «8 с половиной», мировая премьера которого состоялась 60 лет назад в Риме. Название обозначает порядковый номер. Половина фильма - это совместная работа мастера с режиссером Альберто Латтуда над «Огнями варьете». Сегодня на Новой сцене театра им. Е. Вахтангова появился спектакль режиссера Лейлы Абу-Аль-Кишек «Феллини. 8 ½» по сценарию Федерико Феллини, Эннио Флайяно, Туллио Пинелли, Брунелло Ронди. (Инсценировка С. Барышникова).
О мэтре мирового кино американский критик Роджер Эберт отозвался восторженно: «Феллини делает то, что практически невозможно: он – волшебник, который объясняет, разжевывает, развенчивает свои трюки и все равно умудряется обмануть всех». Лейла Абу-Аль-Кишек искала редкий и необычный сюжет для постановки в театре, и увидела его в киноистории об итальянском режиссере Гвидо Ансельми, являющейся автобиографией самого Федерико Феллини. «Его «8 ½» – один из моих самых любимых фильмов», - призналась она.
Итак, спектакль об успешном режиссере, который снимает дорогостоящий фильм, но при этом переживает кризис. Чтобы каким-то образом преодолеть сложный жизненный этап, он обращается к своему подсознанию - детским воспоминаниям, снам и фантазиям. Роль Гвидо Ансельми исполняет заслуженный артист России Игорь Вдовиченков: «Играю персонажа, задумавшего создать мир, который был бы хорош для него. С течением времени он понимает, что реальность, которая вот такая сложная, рваная, больная, и есть тот самый единственный мир. Главное, что свернуть с этого пути невозможно». Разочарованный Гвидо Ансельми принимает себя (все сложности личного «я»), отменяет съемки с обворожительными актрисами и выбирает любовь к жене. Заслуженная артистка России Анна Дубровская (Луиза Ансельми) считает, что каждый зритель в спектакле найдет что-то свое. На поверхности есть любовная, лирическая и мелодраматическая линия. Копнешь глубже, там фантасмагория и философия, что уже для гурманов. Луиза в исполнении Анны Дубровской кажется более властной, чем в фильме. Она явно претендует на роль умудренной опытом женщины, все понимающей и снисходительной к причудам заигравшегося в своих воображениях мужа. Заключительный аккорд спектакля – это эффектное шествие актеров, которое повторяет сцену из фильма Федерико Филлини.
Насколько получилась постановка у Лейлы Абу-Аль-Кишек, замахнувшейся на невольное сравнение своего спектакля с культовым фильмом великого итальянца, каждый зритель может составить свое мнение самостоятельно, придя на спектакль.
Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Владимир Орехов