Неизвестная российской публике опера Дж. Верди «Стиффелио» в постановке Екатерины Одеговой открыла 32-й сезон в Московском театре Новая опера имени Е.В. Колобова. Либретто написано Ф.М. Пьяве по пьесе французских драматургов Э. Сувестра и Э. Буржуа «Священник или Евангелие и сердце». В пьесе имя героя «Рудольф», что означает «слава, честь». У итальянского либреттиста Ф.М. Пьяве появился герой с именем «Стиффелио», где он - пастор протестантской секты с точки зрения католической церкви.

Содержание оперы «Стиффелио» (1850 г.) - это взрыв и вызов для религиозной Италии того времени. Неверная жена Лина (Марина НЕРАБЕЕВА) получает прощение у своего мужа, пастора Стиффелио (Сергей ПОЛЯКОВ). Как известно из книги Левит Пятикнижия Моисея, в древнем Израиле такой поступок карался смертью. Женщин побивали камнями, что, впрочем, по-прежнему практикуется в некоторых мусульманских странах. Пастор Стиффелио мечется: любовь, уважение, доверие к жене оказываются поруганными. С другой стороны, как Бог мог допустить, чтобы его предала любимая женщина? Разум отказывается понимать происшедшее. Хотя Лина страдает и искренне раскаивается в содеянном грехе. Она со слезами просит прощения у мужа, но в ответ получает отказ. В заключительной сцене Стиффелио открывает Евангелие, и взгляд его падает на текст: «Фарисеи привели к Иисусу женщину, обвиняемую в прелюбодеянии, и хотели побить ее камнями». Иисус ответил им: «Кто из вас никогда не грешил, пусть первым бросит в нее камень». После этих слов все обвинители разошлись. «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя? И я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши», - сказал ей Иисус. Стиффелио, видя в этом знак свыше, прощает свою жену. Естественно, что такая концовка вызвала на оперу и ее создателей негативную реакцию у католических священников.

Режиссер Екатерина Одегова делает акцент на кризисе веры пастора Стиффелио. «Легко быть с Богом, пока ты не ранен в сердце», - размышляет она. Из писаний  отцов церкви явствует, что, если любовь была с Богом, то ты любишь не только человека, но и Бога в нем. И Бог меньшей болью защищает нас от большей боли, которая могла бы прийти к нам в будущем, если бы не было у нас меньшей. Все исполнители оперы «Стиффелио», от главных до второстепенных, к примеру, Анджея БЕЛЕЦКОГО (граф Станкар, отец Лины) или Ольги ТЕРЕНТЬЕВОЙ (кузина Лины), погружены в переживания своих персонажей настолько, что зритель также ощущает себя внутри события. Художник-постановщик Этель Иошпа перенесла действие сразу в две эпохи. Черно-белые тона  - эстетика кино 20 века, а костюмы созданы в стиле викторианской эпохи века 19-го.

Впервые в России концертное исполнение «Стиффелио» состоялось в 2020 году на Крещенском фестивале в Новой опере под управлением Александра Самоилэ. И вот, два года спустя, Александр Григорьевич – музыкальный руководитель и дирижер премьеры оперного спектакля. Маэстро, являясь  признанным знатоком творчества Джузеппе Верди, называет «Стиффелио» «оперой-наслаждением».

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Владимир Орехов

Яндекс.Метрика