В «Геликон-опере» завершился Международный конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-Опера». Конкурсанты, прошедшие тщательный отбор должны были за 10 минут на глазах у зрителей поставить арию. (Зрелище не без юмора). Отсюда появился термин «нано» от древнегреческого «карлик, гном», то есть мини-опера. Арии из популярных опер исполняли артисты «Геликон-оперы», с которыми легко было работать режиссерам. Они быстро ориентировались, схватывая на лету, и перевоплощались в своих героев.

 

Конкурс проходил в знаменитом Белоколонном зале княгини Шаховской, где сохраненный деревянный купол, создает хорошую акустику. Постановочные средства использовались минимальные: музыкальный аккомпанемент (фортепиано) для всех. В некоторых случаях - парики и тумбы, служившие кроватью, постаментом и т.д. Каждый режиссер работал только с артистом, и тот выполнял его указания. В связи с этим поучительный пример привел Дмитрий Бертман, художественный руководитель «Геликон-оперы и председатель жюри конкурса «Нано-опера»: «Всем начинающим режиссерам, - сказал он, - хорошо бы посетить репетиции в японском театре. Там режиссер и актер – равноправные партнеры. Они постоянно кланяются друг другу, и никто не ставит себя выше другого. Антипример я увидел в театре Кубы, где режиссеры оскорбляют актеров, чувствуя себя «над», как это процветало во многих театрах Советского Союза».

Жюри конкурса из-за специальной операции в Украине в большинстве своем состояло из руководителей российских театров, стран СНГ, а также представителя Турции и представительницы Сербии. Высказывая свое мнение по поводу работы конкурсантов в туре, Талеубек Альпиев, первый заместитель директора театра «Астана. Опера», сказал: «Если хочешь воевать, должен знать, чем это закончится»… И далее он сформулировал важный совет участникам конкурса: «Режиссер – это, прежде всего, КАК ДЕЛАТЬ? Задача режиссера состоит в том, чтобы подтягивать певцов, расширяя их кругозор, и поднимать их интеллектуальный уровень. Важно понимать, что внутреннее содержание певца  и профессионализм – это единое целое».

Информационным спонсором конкурса «Нано-опера» стал телеканал «Россия-Культура». Ведущая гала-концерта в "Геликон-опере» (зал "Стравинский") – Фекла Толстая, известная журналистка по многим программам на этом канале. Перед зрителями выступили победители конкурса, и те, кто немного не дотянул до призового места. Первое место завоевала Мария Фомичева, второе – у Еренбака Тойкенова, третье – получила Ирина Гаудасинская. Звучали известные арии из опер Сергея Рахманинова, Джакомо Пуччини, Джоаккино Россини, Петра Чайковского и других композиторов. А молодым режиссерам зал от души аплодировал, некоторым кричали: «Браво!». Хочется верить, что все они найдут свое место в музыкальном мире и прославят талантливыми постановками оперные театры на родине и за рубежом.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Владимир Орехов

Яндекс.Метрика