Театр «Сатира» на суд зрителей представляет пластический спектакль «Арбенин. Маскарад без слов» по мотивам схожих пьес М.Ю. Лермонтова «Арбенин» и «Маскарад». В «Арбенине» герой до последней возможности борется за доброе имя жены, но финал выходит трагический. Интрига разыгрывается с пустяка. Молодая жена Нина (Моряна Анттонен-Шестакова) обронила на балу-маскараде браслет. Его подобрала баронесса Штраль (Любовь Козий) и подарила со словами признания в любви князю Звездичу (Максим Демченко), другу Арбенина.

 

Режиссер Сергей Землянский  - мастер постановок театральных историй без слов. На любого из нас, существующего в мегаполисе, каждодневно обрушивается множество слов: пустых и важных, искренних и фальшивых. Как разобраться и не захлебнуться в этих потоках? В спектакле тело становится основным инструментом в поисках эмоциональной правды. О перипетиях жизненных ситуаций, в которых волею судеб оказались герои пьесы, необходимо судить по мимике и жестам актеров. Как известно, мимика лица выдает внутренние переживания, чувства, эмоции. Жесты – это телодвижения руками, заменяющие слова. Любая поза (когда человек стоит, сидит или лежит) свободная или зажатая также говорит о состоянии. На этих трех китах и стоит пластический спектакль, который рассчитан на зрителя крайне внимательного и наблюдательного.

Всякий маскарад предполагает маски. И в спектакле действующие лица в масках (массовка) перемещаются в танце среди больших колонн, явно или неявно следя за тем, как разворачиваются события. Они как интернетовские смайлы: или одобрения, или  задумчивости, или смеха сквозь слезы. Таким образом, ситуация перемещается в XXI век девайсов, без которых нынешний мир стал немыслим. Пьесу «Маскарад» Михаил Юрьевич написал почти 200 лет назад. Пожалуй, главный ее актуальный посыл состоит в том, что Арбенин, как и подавляющее большинство из нас, не ищет мирного способа разрешения конфликта. Во главу угла он ставит принципы, которые заставляют обострять ситуацию и идти до конца. С одной стороны, история России, состоящая из многочисленных военных конфликтов (для справки: по сегодняшней статистике развязано 53 войны, начиная с XYI века), и соответствующее патриотическое воспитание, делают из Арбенина человека войны, не имеющего жалости, с другой –  на свою беду он любит жену Нину, но с большой долей эгоизма, что и приводит к убийству.

Максим Аверин уже играл Арбенина много лет назад в театре «Сатирикон». В этот раз ему слова не нужны, поскольку поэзия звучит внутри него. Он считает, что судьба сведет его с этой ролью в третий раз. Арбенин одержим бурными, демоническими страстями и притягивает своей одержимостью. Этот спектакль – первая работа двух объединенных трупп: Театра Сатиры и Прогресс Сцены Армена Джигарханяна. Режиссер-постановщик Сергей Землянский в качестве напутствия будущим зрителям резюмировал: «Думаю, что прочитать историю из мною сочиненных пластических образов сможет каждый. И тот, кто знает пьесу Михаила Лермонтова наизусть, и тот, кто встретиться с ее сюжетом впервые".

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Владимир Орехов

Яндекс.Метрика