Полусценическое исполнение оперы «Валькирия» Рихарда Вагнера (1813-1883) прозвучало на сцене зала Зарядье под управлением музыкального руководителя и дирижера Валерия Гергиева. Это вторая опера эпического цикла «Кольцо Нибелунга», куда также входят: «Золото Рейна», «Зигфрид», «Гибель богов». В основе либретто тетралогии лежит германская мифология, скандинавские саги и средневековая поэма «Песнь о Нибелунгах». «Nibelung» - в переводе с немецкого означает «дитя тумана».

 

Идея создания тетралогии «Кольцо Нибелунга» возникла у Вагнера в 1851 году. Либретто всех четырех опер он завершил уже в конце 1852 года. В этом году исполнятся 170 лет с момента их завершения. Над сочинением музыки с большими перерывами работа растянулась на более чем четверть века. Премьера состоялась в 1876 году на открытии театра в Байройте (Бавария), где присутствовали композиторы с мировыми именами - П.И. Чайковский, Ф. Лист, Э.Х. Григ.

Итак «Валькирия», что означает «выбирающая убитых» на поле брани. В скандинавской мифологии так называли дев-воительниц, которые считались низшими женскими божествами. От меча их исходит свет, с гривы их коня капает плодоносящая роса. И, главное, они отправляет погибших в небесный чертог. Сюжет оперы разворачивается вокруг Зигмунда (Михаил Векуа) и Зиглинды (Елена Стихина), которые случайно встречаются, не зная, что они - близнецы, рожденные от верховного бога Вотана (Евгений Никитин) и смертной женщины. Их разлучили в детстве. Потом Зиглинду насильно выдали замуж за свирепого Хундига (Михаил Петренко). Она рассказывает Зигмунду, что однажды перед ней появился мистический незнакомец и вонзил меч в ствол ясеня. Никто до сих пор не мог вытащить его из ствола дерева. Но она верит, что он, ее спаситель, и меч будет принадлежать ему. Зигмунд легко вытаскивает меч. Она догадывается, что перед ней ее брат, и признается ему в этом. Они убегают в горы и становятся любовниками. Появляется Фрика (Анна Кикнадзе), жена верховного бога Вотана. Как покровительница брака, она требует смерти Зигмунда, виновного в прелюбодеянии и кровосмешении. Брунгильда (Татьяна Павловская), одна из валькирий, прорицает, что Зиглинда родит от Зигмунда «самого благородного в мире героя» по имени Зигфрид. Она помогает Зиглинде спрятаться в лесу. Когда верховный бог Вотан узнает о вмешательстве Брунгильды, он выносит приговор: валькирия должна стать обычной женщиной и спать на скале до тех пор, пока ее не разбудит мужчина, предназначенный ей.

Вагнера считают крупнейшим реформатором оперы, оказавшим значительное влияние на европейскую музыкальную культуру. Почитатели называют его «самым мощным композитором», ибо он внушает слушателю, что все позволено, любые переживания, действия, лишь бы они были сильными. Например, в отрывке, где Зигмунд вытаскивает меч, дуэт Зигмунда и Зиглинды звучит как мощная волна океана, накрывающая страстно влюбленных с головой.

Для современного человека либретто Рихарда Вагнера - нечто весьма экзотическое. Прежде всего, физическая близость между братом и сестрой является недопустимым кровосмешением. Второе - разнополые близнецы рождаются с отклонениями от нормы, влекущей уродство одного из них. Безусловно, эти обстоятельства вызывают естественное отторжение, влекущее за собой неприятие героев этой драмы. Хотя в мифах, как в сказках, все невозможное бывает возможным.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы 

Яндекс.Метрика