В рамках Первого Международного фестиваля имени Александра Скрябина, посвященного 150-летию со дня рождения композитора, прозвучал сольный концерт канадского пианиста и композитора Марка-Андре Амлена в Концертном зале имени П.И. Чайковского. По словам художественного руководителя фестиваля Бориса Березовского, если уже Скрябин входит в твою жизнь, ты от этого наваждения не избавишься никогда. Его мир - это  невесомость безусловная, рождение новых галактик, взгляд в будущее.

 

Сам Александр Николаевич считал свою музыку божественной. С другой стороны, его «антихристианским» сочинениям предстоит сразиться с мистерией русской православной церкви. Племянник Александра Скрябина, митрополит Антоний Сурожский (1914-2003), в одном из интервью в России отметил: «Я не думаю, что можно сказать, что всякая музыка, кроме церковной, недопустима вообще. Так же нельзя сказать, что всякая музыка, которую ты слышишь в церкви, в православном храме – церковная. Очень многое, что поется в храмах, не должно бы быть в храме, потому что это не духовно, это не ведет к молитве; это эстетика ведет к эмоциям, переживаниям, но это не молитвенная музыка».        

Карьера Марка-Андре Амлена (1961 г. рождения) началась в 1985 году, когда он получил первый приз на конкурсе в Карнеги-холле. С тех пор он дает концерты в Северной Америке, Азии и Австралии, их программа часто объединена какой-то одной тематикой. Мировую славу принесли Амлену интерпретации произведений композиторов XX века, среди них – «теневые классики» русской музыки первой половины прошлого столетия – Николай Метнер, Георгий Катуар, Николай Рославец. Известно, что Амлену иногда удается произвести ошеломляющее впечатление своей пианистической виртуозностью.

Сольная программа  Марка-Андре Амлена московского концерта включила 4 сочинения: Карл Филипп Бах (второй из пяти сыновей И.С. Баха) – сюита ми минор Wq 62-12, Сергей Прокофьев – «Сарказмы», соч.17, Александр Скрябин – соната №7 (Белая месса), соч. 64 и Людвиг ван Бетховен – Соната №29, оп.106 «Хаммерклавир».

Подробнее хочется остановиться на «Белой мессе» А.Н. Скрябина, поскольку фестиваль посвящен ему. Общепризнанно, что это самая яркая из поздних сонат композитора. «Белой мессой» она названа автором, чтобы отразить ее небесную природу и вызвать восторг от полета в высшие миры. Соната полна резких контрастов, из-за которых, к примеру, В. Горовиц и В. Софроницкий, боясь потерять сознание, никогда не играли ее на сцене. Правда, Святослав Рихтер несколько раз исполнял «Белую мессу» в своих программах. Начальная тема сонаты соотносится с колокольным звоном, который извещает о начале Мистерии, соединяющей мировой дух и косную материю в космическом эротическом акте. В конце концов нынешняя вселенная будет уничтожена, а на ее месте появится совсем другой мир. Сочинения Скрябина «Поэма экстаза» и «Прометей» являются предисловием (Предварительное действо) к тому, как будет происходить свершение Мистерии. По замыслу композитора эти произведения должны исполняться со световым оформлением. Светомузыка - оригинальное изобретение Александра Николаевича Скрябина.

Прометей – это важнейший образ в творчестве А.Н. Скрябина. Это не герой мифов, это смысловой символ: одна идея в голове человека способна зажечь в его сердце огонь и сделать способным на преодоление самых непреодолимых трудностей. Александр Скрябин, ушедший из жизни в 42 года в 1915-м, унес с собой великую тайну, куда повела бы его идея всеобщего единения мира под знаком искусства. В Мистерии композитора должно было принять участие абсолютно все человечество, ради того, чтобы духовно преобразиться под воздействием МУЗЫКИ.

Светлана Телятникова-Никабадзе, Давид Файнгор

Яндекс.Метрика