Пушкин писал: «Летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия». Одна из основных черт русского человека – это чувство недовольства: от погоды и до властей. Но, как утверждают, есть мужчины в русских селениях... Леопольд  Сулержицкий (1872-1916) появился на свет, по словам Горького, чтобы праздновать бытие. Его образ, незаслуженно забытый, реанимировали в Театре Вахтангова в документальном спектакле «С художника спросится» режиссер Ася Князева и автор сценической композиции Елена Дунаева.

 

Родился Сулер, как прозвал его Лев Толстой, в подвале, где жила семья киевского первопечатника. Воспитала Сулера улица, которой он был благодарен, полагая, что улица – лучшая академия из всех существующих. К примеру, бесстрашию он научился у воробьев, которые слету всегда отнимают корм из-под «носа» у больших неповоротливых птиц. В итоге пришло время, когда Леопольд  Сулержицкий проявил себя как театральный режиссер, художник, педагог, общественный деятель.

Леопольд Антонович дружил с Максимом Горьким, Антоном Чеховым, сблизился с МХТ, став соавтором Константина Станиславского в постановках пьес «Синяя птица» и «Гамлет». Преподавал в частной школе А.И. Адашева, где познакомился с Евгением Вахтанговым. Именно Сулержицкий поспособствовал в его становлении, как строителя лучшего  столичного театра.

В большинстве своем в спектакле играют артисты молодого поколения. Это - Евгения Ивашова, Владимир Логвинов, Елизавета Палкина, Артем Пархоменко, Алексей Петров, Эльдар Трамов. Они читают отзывы о Сулере великих современников  и отрывки из его биографии, которые перемежаются с вкраплениями  из спектаклей под  аккомпанемент  музыки  Николая Сизова и Александра Козловского из «Принцессы Турандот», Ильи Саца из «Гамлета», Николая Рахманова из «Сверчка на печи», а также вальса Леопольда Сулержицкого к водевилю «Сосед и соседка». Атмосферу ирреальности происходящего создают клоунские костюмы синего цвета Максима Обрезкова на фоне синей сцены. Игра двух и более оттенков синего.

Сулержицкий был человеком невероятно богатой биографии. Что только не испытал он в своей короткой жизни! Один эпизод, говорящий о незаурядности героя.  Когда его призвали к исполнению воинской повинности, он отказался взять в руки оружие. За это его объявили душевнобольным и полгода продержали в тюрьме. Но Сулержицкий и в тюрьме не унывал. От скуки и безделья он обучил своих стражей грамоте.

Однажды Лев Толстой, которого Сулер считал своим учителем, посоветовал ему организовать переселение кавказских духоборов в Киев. Позже толстовскя фирма «Посредник» создала книгу Сулера, где он подробно описал эту эпопею. Все, что касается своей роли во всем деле переселения, Сулер опустил. Когда же ему предложили дополнить книгу, он категорически отказался: «А причем тут я?».

Леопольд Сулержицкий был талантлив во всем. Он был философом в беседах с Толстым, смело возражая ему, с Чеховым – литератором, великолепно пел с Шаляпиным трогательные и мелодичные украинские песни. Его обожали студенты. Спектакль приурочен к 100-летию Вахтанговского театра. И вытащить из тени удивительного человека, который стоял у истоков его зарождения, дело важное и благородное для самого театра и его многочисленных преданных зрителей. Ушедшим нужна только память.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Владимир Орехов

Яндекс.Метрика